Новости компании

Ответы на актуальные вопросы по закупкам

13 июня

Автор: Быкова Елена Владимировна,

эксперт-консультант в сфере закупок, практикующий юрист

 

Вопрос. В соответствии с ч. 3 ст. 94 № 44-ФЗ для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами, или к ее проведению могут привлекаться эксперты. Привлекать экспертов не представляется возможным.

Что учесть при приемке ТРУ в рамках Федерального закона № 44-ФЗ, если в составе приемочной комиссии отсутствуют профильные специалисты? Например, необходимо участие специалистов разного профиля, объект закупки отличается технической сложностью и (или) высокой стоимостью.

 

Ответ: в силу п. 1 ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) заказчик осуществляет приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее – отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

В соответствии с положениями части 3 статьи 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе.

Заказчик обязан привлекать экспертов и экспертные организации к экспертизе поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, закупаемых у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), за исключением случаев, определенных частью 4 статьи 94 Закона о контрактной системе. По иным закупкам заказчик вправе как привлечь экспертов и экспертные организации, так и осуществить экспертизу собственными силами.

Приемка, включающая в себе экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, может осуществляться как уполномоченным должностным лицом заказчика, так и специально созданной в соответствии с ч. 6 ст. 94 Закона о контрактной системе приемочной комиссией.

Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.

В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.

Пункт 2 ст. 513 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность покупателя (получателя) товара осмотреть его в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота.

Покупатель (получатель) обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика.

В случае получения поставленных товаров от транспортной организации покупатель (получатель) обязан проверить соответствие товаров сведениям, указанным в транспортных и сопроводительных документах, а также принять эти товары от транспортной организации с соблюдением правил, предусмотренных законами и иными правовыми актами, регулирующими деятельность транспорта.

Порядок проверки качества товаров может быть предусмотрен законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, или договором купли-продажи (п. 1 ст. 474 Гражданского кодекса РФ). В этих случаях проверка качества товаров, осуществляемая заказчиком, должна соответствовать такому порядку.

Приемка выполненных работ, оказанных услуг осуществляется заказчиком в порядке и в сроки, предусмотренные контрактом. При этом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы, оказанной услуги должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.

Если национальными стандартами предусмотрены правила приемки товара, являющегося объектом закупки, в том числе в контракте установлено, что поставляемая продукция должна соответствовать определенному национальному стандарту, предусматривающему правила приемки, заказчики должны осуществлять приемку в соответствии с указанными стандартами, в том числе в установленном порядке проводить экспертизу на предмет соответствия товара по количеству и качеству (постановление ФАС Дальневосточного округа от 10.10.2006 № Ф03-А24/06-1/3693, постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.07.2011 по делу № А56-53233/2010, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.12.2004 № Ф04-8460/2004, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21.08.2015 по делу № А47-11316/2014, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 11.11.2010 по делу № А47-4943/2009).

Контрактом также может быть предусмотрено, что приемка товаров по количеству и качеству осуществляется в порядке, установленном Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 15.06.1965 № П-6, и Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 № П-7 и в таком случае должностным лицам необходимо осуществлять приемку по количеству и качеству в строгом соответствии с вышеприведенными Инструкциями.

Таким образом при приемке товара, работы, услуги приемочной комиссии либо уполномоченному должностному лицу заказчика необходимо осуществить проверку товара, работы, услуги на предмет соответствия количеству и качеству и провести экспертизу на предмет соответствия условиям договора в строгом соответствии с положениями контракта и обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, предусматривающими порядок приемки по объекту закупки, а в случае если контрактом предусмотрено проведение приемки в соответствии с Инструкциями Госарбитража СССР № П-6 и № П-7, также в соответствии с указанными инструкциями. Нарушение порядка приемки зачастую расценивается арбитражными судами как основание для признания факта поставки некачественного товара недоказанным (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.01.2013 по делу № А43-1741/2012, постановление ФАС Дальневосточного округа от 01.11.2010 по делу № А04-1145/2010, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12.09.2014 по делу № А55-22779/2013, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.11.2015 по делу

№ А26-8133/2014, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20.11.2015 по делу № А76-32543/2014), исключение составляют формальные нарушения, например в части реквизитов актов приемки (постановление ФАС Московского округа от 24.01.2011 по делу № А40-31314/10-134-230).

При проведении приемки товара, проведении экспертизы на предмет соответствия товара условиям контракта должностным лицам заказчика необходимо проверить маркировку, тару, упаковку, точное количество поступившей продукции, вес продукции (при наличии данных сведений в контракте), наличие всех принадлежностей, а также документов (технический паспорт, сертификат качества, инструкции по применению и др.), осуществить проверку поставленного товара по качеству и комплектности по сопроводительным документам, по фактическим показателям, если иной порядок не предусмотрен обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, предусматривающими порядок приемки по объекту закупки либо положениями контракта.

По итогам приемки и экспертизы оформляются соответствующие документы, предусмотренные контрактом, локальными актами заказчика, фиксирующие как факт приемки, так и факт проведения экспертизы.

При этом, необходимо обратить внимание, что если иное не предусмотрено контрактом либо локальными актами заказчика, определяющими порядок проведения экспертизы собственными силами при закупке товаров (работ, услуг), подписание товарной накладной не свидетельствует о проверки товара на качество или о проведении экспертизы на предмет его соответствия условиям контракта, а лишь подтверждает факт получения товара (постановление ФАС Московского округа от 10.07.2009 по делу № А40-25335/085-299, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10.11.2015 по делу № А60-6931/2015). В связи с чем целесообразна разработка на уровне заказчика локального акта, фиксирующего порядок проведения экспертизы собственными силами, который при его наличии также будет являться обязательным к применению должностными лицами заказчика, осуществляющими указанную экспертизу.

 По материалам журнала «Консультант Свердловская область» №3, 2018

Вернуться к списку новостей Вернуться к списку новостей


Центр консультирования

(343) 375-78-78

Почта: ck@consultant-so.ru

Горячая линия

(343) 355-56-76, 317-85-55

Почта: hotline@consultant-so.ru

 

Личный кабинет

Руководителю

Руководителю

22497 документов

Бухгалтеру

Бухгалтеру

19942 документа

Юристу

Юристу

12945 документов