Новости компании

О проведении проверок органами ПФР и ФСС

09 октября

Автор: Федорова Ольга Сергеевна,

заместитель генерального директора Группы компаний «Налоги и финансовое право» по экономическим проектам

 

 

Описание ситуации: на предприятии сменились собственники, назначен новый директор, а через некоторое время произошла смена главного бухгалтера.

Инвентаризация имущества, финансовых обязательств – дебиторской, кредиторской задолженности, расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами не проводилась. Первичные документы по предприятию не передавались. Также отсутствует отчетность за весь период существования предприятия. Была передана электронная база, в которой была внесена далеко не вся информация, и не вся достоверна.

Вновь принятый главный бухгалтер скорректировал данные базы 1C за прошлый год.

В текущем году предприятие получило решения о проведении плановых выездных проверок ПФР и ФСС с требованием о представлении документов.

Документы, истребованные проверяющими, отсутствуют. Предполагается, что первичные документы восстановить практически невозможно.

Вопросы. Каковы риски и последствия по результатам проверок ФСС и ПФР в создавшихся условиях (отсутствие запрошенных документов)? Какие могут быть доначисления, пени, штрафы?

Ответ.

По общему правилу п. 6 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) в ходе рассмотрения материалов проверки устанавливаются следующие обстоятельства:

совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства РФ о страховых взносах;

образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения;

имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения;

обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения.

При этом по результатам рассмотрения материалов проверки контролирующий орган выносит решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.

При этом согласно ст. 18 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее – Закон № 250-ФЗ) Закон № 212-ФЗ с 01.01.2017 утратил силу.

Вместе с тем в ст. 20 Закона № 250-ФЗ сделана оговорка о том, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, подлежащих уплате до 01.01.2017, осуществляется в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона № 250-ФЗ.

Применительно к рассматриваемой ситуации это означает, что поскольку предметом проверки ФСС и ПФР является период 2014 – 2016 гг., то администрирование сборов будет происходить в порядке, предусмотренном Законом № 212-ФЗ.

Кроме того, отношения в рамках социального страхования регулируются Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Закон № 125-ФЗ).

Что касается видов правонарушений в области администрирования страховых взносов, за которые предприятие может быть привлечено к ответственности, то, исходя из норм гл. 6 Закона № 212-ФЗ и гл. IV.3 Закона № 125-ФЗ, можно выделить следующие:

непредставление плательщиком страховых взносов в установленный законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (ст. 46 Закона № 212-ФЗ, ст. 26.30 Закона № 125-ФЗ);

неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов (ст. 47 Закона № 212-ФЗ, ст. 26.29 Закона № 125-ФЗ);

отказ или непредставление в установленный срок документов (копий документов), необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов (ст. 48 Закона № 212-ФЗ, ст. 26.31 Закона № 125-ФЗ).

1. Непредставление документов

Согласно ст. 48 Закона № 212-ФЗ плательщик страховых взносов в случае непредставления либо отказа от представления документов или их копий может быть привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 200 р. за каждый непредставленный документ. Аналогичное требование содержится и в ст. 26.31 Закона № 125-ФЗ в отношении страхователей.

Исходя из положений ст. 5 Закона № 212-ФЗ плательщиком страховых взносов является предприятие, равно как и оно является страхователем в силу ст. 3 Закона № 125-ФЗ. Следовательно субъектом, который может быть привлечен за непредставление документов, является именно предприятие как юридическое лицо.

Согласно п. 1 ст. 40 Закона № 212-ФЗ, п. 1 ст. 26.24 Закона № 125-ФЗ нарушением законодательства РФ о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) лица, за которое законом установлена ответственность.

Следовательно, ответственность предусмотрена за действия (отказ) либо бездействие (непредставление) предприятия, т.е. вина лица является одним из обязательных элементов привлечения его к ответственности.

В ст. 43 Закона № 212-ФЗ и ст. 26.26 Закона № 212-ФЗ указано, что при наличии обстоятельств, исключающих вину, лицо не подлежит ответственности за совершение правонарушения. Более того, если обратиться к подп. 4 п. 1 ст. 34 Закона № 212-ФЗ и подп. 4 п. 1 ст. 26.26 Закона № 125-ФЗ, то можно заметить, что перечень таких обстоятельств является открытым: «…иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения».

Обращаем внимание на то, что понятие «обстоятельства, исключающие ответственность» носит оценочный характер и будет рассматриваться контролирующим органом или судом в каждом конкретном случае индивидуально и исходя из обстоятельств дела.

В рассматриваемой ситуации согласно условиям запроса запрашиваемые по требованию ПФР и ФСС документы не могут быть представлены в связи с их отсутствием по причине того, что они либо не составлялись либо не передавались бывшим директором и/или бухгалтером.

В этой связи можно обратить внимание на п. 4 ст. 42 Закона № 212-ФЗ (п. 4 ст. 26.24 Закона № 125-ФЗ), в котором указано, что вина организации в совершении правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение правонарушения.

Если обратиться к арбитражной практике, то, например, АС Поволжского округа в Постановлении от 29.09.2016 № Ф06-13180/2016 по делу № А55-21963/2015 указал следующее:

«Должностные лица гимназии, в том числе ее руководитель, обязаны были в силу закона обеспечить правильное исчисление и своевременное перечисление в бюджет страховых взносов, однако не приняли всех зависящих от них мер по соблюдению законодательства и недопущению совершения нарушений.

На основании изложенного суды пришли к выводу о наличии вины гимназии в совершении вменяемых нарушений и об отсутствии обстоятельств, исключающих вину, а следовательно, правомерно отказали гимназии в удовлетворении заявленных требований в данной части».

АС Уральского округа в Постановлении от 28.01.2016 № Ф09-10727/15 по делу № А07-6240/2015 пришел к следующему выводу:

«Из буквального содержания статьи 48 № 212-ФЗ следует, что объективную сторону данного правонарушения составляет отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных названным законом, а также отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов.

Судами также принято во внимание отсутствие доказательств, с достоверностью свидетельствующих о том, что истребуемые документы имелись у общества в наличии».

Резюмируя вышеизложенное полагаем, что предприятие может ссылаться на факт непередачи бывшим руководителем документации (т.е. ее фактическое отсутствие у предприятия) как на обстоятельство, свидетельствующее об отсутствии вины самого предприятия в непредставлении документов по требованию ФСС/ПФР. Однако полагаем, что при таком подходе необходимо представить доказательства того, что предприятие ведет работу по восстановлению и/или истребованию данных документов, например путем обращения в соответствующие органы за предоставлением копий документов либо путем предъявления требований, в т.ч. в судебном порядке, бывшему руководителю организации об истребовании документов.

Вместе с тем, хотя и Закон № 212-ФЗ, и Закон № 125-ФЗ предусматривают ответственность за непредставление по требованию контролирующих органов только для самого проверяемого лица, однако это не означает, что к ответственности не может быть привлечено и конкретное должностное лицо, ответственное за это. Дело в том, что ч. 3 ст. 15.33 КоАП РФ предусматривает возможность привлечения к ответственности в виде штрафа от трехсот до пятисот рублей должностных лиц, если будет установлено, что непредставление в установленный законодательством РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний срок либо отказ от представления в территориальные органы ФСС или их должностным лицам документов и (или) иных сведений произошло по их вине.

2. Непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам

Состав данного нарушения образует бездействие плательщика страховых взносов, выразившееся в непредставлении расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, за что предусмотрен штраф в размере 5% суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 рублей.

Аналогичная ответственность предусмотрена и нормой ст. 26.24 Закона № 125-ФЗ.

Как и в первом случае, субъектом, который привлекается по данной статье, является само предприятие. При этом ответственность предусмотрена за факт непредставления предусмотренного законодательством расчета, который составляется Обществом на основании имеющихся у него документов.

В данном случае у ПФР отсутствуют расчеты по страховым взносам на ОПС и ОМС, отчеты по форме СЗВ-М, что образует состав правонарушения, предусмотренного ст. 46 Закона № 212-ФЗ.

И хотя, как и в вышерассмотренной ситуации, вина предприятия как юридического лица связывается с действиями его должностных лиц, однако обязанность составлять расчет и предоставлять его в соответствующий контролирующий орган (ПФР/ФСС) к определенному сроку предусмотрена законом, в связи с чем велик риск привлечения предприятия к ответственности по данному основанию вне зависимости от действий прежнего или нового директора.

Кроме того, как и в первом случае, при нарушении сроков предоставления расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам в ФСС в ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа, налагаемого на должностных лиц, в размере от трехсот до пятисот рублей.

3. Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов

Согласно п. 1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ ответственность у плательщика страховых взносов (в данном случае у предприятия) наступает за неуплату или неполную уплату страховых взносов, которая привела к занижению базы. При этом в п. 2 предусмотрена повышенная ответственность, если такое деяние совершено умышленно.

В ст. 26.29 Закона № 125-ФЗ также содержится указание на то, что Общество может быть привлечено к ответственности за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы.

Поскольку в рассматриваемой ситуации у «нового» руководства отсутствует первичная документация, т.е. неизвестно, была допущена недоимка или нет, то мы будем исходить из условий, что недоимка по данным предприятия отсутствует.

В такой ситуации предприятию может быть начислена недоимка только в случае, если контролирующим органом будет установлен факт занижения базы. Вместе с тем в силу ст. 7 Закона № 212-ФЗ, п. 1 ст. 20.1 Закона № 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц.

Из положений ч. 1 ст. 8 Закона № 212-ФЗ, п. 2 ст. 20.1 Закона № 125-ФЗ следует, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов – организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц.

Иными словами, основанием для начисления страховых взносов и, как следствие, определения факта неуплаты или неполной уплаты страховых взносов являются конкретные выплаты в пользу застрахованных лиц.

Применительно к рассматриваемой ситуации это означает, что ПФР и ФСС могут привлечь предприятие к ответственности по данной статье только в случае, если ими будут выявлены какие-либо документально подтвержденные выплаты в пользу застрахованных лиц, но не учтенные при расчете базы по страховым взносам за проверяемый период.

При этом хотим особо отметить, что в отличие от положений НК РФ Закон № 212-ФЗ не предусматривает возможность доначисления исходя из расчетного метода или начисления на «предполагаемые» выплаты.

Так, например, АС Уральского округа в Постановлении от 24.10.2016 № Ф09-9195/16 по делу № А34-8837/2015 указал, что нормами Закона № 212-ФЗ в базу для исчисления страховых взносов включаются только «начисленные» выплаты в пользу работников, а поскольку проверкой установлено, что «начислений» в пользу названных лиц не производились, то объект обложения страховыми взносами не возник.

 Опубликовано по материалам Журнала «Налоги и финансовое право», www.cnfp.ru

https://www.facebook.com/pages/gk.nfp – Группа компаний «Налоги и финансовое право»

https://www.facebook.com/arkady.bryzgalin – Брызгалин Аркадий Викторович 

Вернуться к списку новостей Вернуться к списку новостей


Центр консультирования

(343) 375-78-78

Почта: ck@consultant-so.ru

Горячая линия

(343) 355-56-76, 317-85-55

Почта: hotline@consultant-so.ru

 

Личный кабинет

Руководителю

Руководителю

22502 документа

Бухгалтеру

Бухгалтеру

19948 документов

Юристу

Юристу

12954 документа