Новости компании

Ответы на актуальные вопросы по закупкам

20 июня

Автор: Быкова Елена Владимировна,

эксперт-консультант в сфере закупок, практикующий юрист

 

Вопрос. В 3 квартале 2016 г. планируется провести реконструкцию здания. Учреждение руководствуется Федеральным законом № 223-ФЗ, но в данном случае появляется необходимость руководствоваться Федеральным законом № 44-ФЗ.

Можем ли мы заключить контракт, не имея на этот период лимитов (необходимо 9 млн, а есть только 2 млн). Остатки лимитов предполагается получить в 1 квартале 2017 г. Это считается отлагательным условием об исполнении обязательств? Как заключить такой контракт? Будет ли он являться долгосрочным? Если мы будем руководствоваться нормами Федерального закона № 44-ФЗ, обязаны ли мы соблюдать условие о закупках у субъектов малого предпринимательства 15%?

Ответ. В соответствии с положениями ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ) и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения Закона о контрактной системе, регулирующие отношения по планированию закупок, определению поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключению гражданско-правового договора (далее – контракта).

Пункт 6 ст. 21 БК РФ устанавливает, что группа «Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности» включает в себя следующие подгруппы:

  • «Бюджетные инвестиции»;
  • «Субсидии бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность»;
  • «Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам».

В соответствии со статьями 78.2 и 79 БК РФ устанавливаются особенности предоставления субсидий на осуществление капитальных вложений (бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений) в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в собственность.

Согласно ст. 78.2 БК РФ предоставление субсидии производится в соответствии с соглашением, заключаемым между получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и бюджетным или автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием, на срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, при этом такое соглашение должно содержать цели предоставления субсидии.

В силу п. 5 ст. 78.2 БК РФ договоры, подлежащие оплате за счет указанной субсидии, могут иметь целью строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность.

Соглашение может заключаться на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий, лишь в случаях, если решениями Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования получателю средств бюджета предоставлено данное право либо в случае, если срок строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) или приобретения объекта капитального строительства превышает срок действия лимитов бюджетных обязательств.

Закупки бюджетными учреждениями, за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств, осуществляются в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, за исключением случаев наличия разработанного, утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения, регламентирующего осуществление закупок за счет:

  • грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
  • в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
  • средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

В соответствии с пп. 1 и 2 ст. 72 БК РФ получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов могут вступать в договорные отношения в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 72 БК РФ.

Согласно п. 3 ст. 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели решениями о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, принимаемыми в соответствии со ст. 79 БК РФ, на срок реализации указанных решений. 

Иные государственные контракты, заключаемые от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальные контракты, заключаемые от имени муниципального образования, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, могут заключаться в случаях, предусмотренных соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации муниципального образования, в пределах средств и на сроки, которые установлены указанными актами, а также в соответствии с иными решениями Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования, принимаемыми в порядке, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Правила принятия решений о заключении государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2013 № 1071.

Порядок принятия решений о заключении государственных контрактов для обеспечения государственных нужд Свердловской области, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 31.03.2016 № 198-ПП.

Таким образом, заказчики вправе заключать государственные (муниципальные) контракты на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных средств, с учетом условий, указанных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 26.11.2013 № 1071, при заключении таких контрактов для федеральных нужд, а также при заключении контрактов для нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд, в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации муниципального образования, в пределах средств и на сроки, которые установлены указанными актами, а также в соответствии с иными решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования, принимаемыми в порядке, определяемом высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Заключение учреждением долгосрочного контракта на реконструкцию со сроком действия 2016 – 2017 годы допускается лишь при наличии соответствующего соглашения, заключенного на указанный период, предусматривающего предоставление субсидий в рамках утвержденных лимитов бюджетных обязательств либо предусматривающего предоставление субсидий на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, при наличии соответствующего решения, принятого Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

В соответствии с положениями части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.

Согласно ст. 190 Гражданского кодекса РФ, установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

С учетом того, что срок предоставления субсидий определен заключенным соглашением, заказчик в условиях контракта вправе определить срок оплаты как путем указания на определенную календарную дату (календарные даты), например – до 31 марта 2017 года (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27.02.2015 по делу № А12-22068/2014), так и путем указания на период времени, который исчисляется днями, неделями, месяцами. Установление срока оплаты контракта путем использования формулировки «оплата осуществляется по мере поступления денежных средств на счет заказчика» не допускается и представляет собой нарушение ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе (Постановление 3 Арбитражного апелляционного суда от 11.04.2016 по делу № А74-8906/2015, Постановление 12 Арбитражного апелляционного суда от 04.12.2015 по делу № А06-5291/2015).

В силу ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 ст. 30 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона о контрактной системе заказчик – государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о контрактной системе бюджетное учреждение, осуществляющие закупки.

Согласно п. 5 ст. 3 Закона о контрактной системе государственный заказчик – государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона о контрактной системе муниципальный заказчик – муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от муниципального образования и осуществляющие закупки.

Таким образом, требование осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок не распространяется на закупки автономных учреждений по ч. 4 ст. 15 Закона о контрактной системе, но применяется бюджетными учреждениями при осуществлении закупок в рамках Закона о контрактной системе.

 По материалам журнала «Консультант Свердловская область» №6, 2016

Вернуться к списку новостей Вернуться к списку новостей


Центр консультирования

(343) 375-78-78

Почта: ck@consultant-so.ru

Горячая линия

(343) 355-56-76, 317-85-55

Почта: hotline@consultant-so.ru

 

Личный кабинет

Руководителю

Руководителю

22493 документа

Бухгалтеру

Бухгалтеру

19936 документов

Юристу

Юристу

12938 документов