Новости компании

Консультационные ответы

12 января

Автор: Позднякова Вера Сергеевна,

аттестованный преподаватель-консультант по бюджетному учету и отчетности государственных и муниципальных учреждений

Бухгалтерам государственных и муниципальных учреждений каждый день приходится решать множество серьезных задач и принимать ответственные решения. Иногда возникшие проблемы требуют подробного анализа для принятия верного решения. Предлагаем ответы на актуальные и сложные вопросы.

Вопрос. Постановлением Администрации городского округа руководителю автономного учреждения предписано обеспечить возврат неиспользованных средств субсидии на финансовое обеспечение муниципального задания в связи с невыполнением в 2014 году показателей муниципального задания, а также остатка субсидии на возмещение нормативных затрат на содержание имущества, предоставленных в 2014 году.

Остатки денежных средств, находящиеся на лицевом счете учреждения, перечислены в бюджет по

КОСГУ 241.

Поскольку остатка денежных средств субсидии на возмещение нормативных затрат на содержание имущества, предоставленных в 2014 году, не хватило, с применением счета 304 06 были заимствованы денежные средства с приносящей доход деятельности (КФО 2) и перечислены в бюджет по КФО 4 (указания ФУ).

В результате в форме 0503737 по КФО 2 и КФО 4 строки 831, 832 соответственно отражаются эти обороты со знаками «–» (КФО 2) и «+» (КФО 4).

Просим дать разъяснения, как автономному учреждению правильно отразить эти операции в бухгалтерском учете?

Ответ. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (в редакции ст. 3 Федерального закона от 03.11.2015 № 301-ФЗ) может быть предусмотрен возврат в бюджет неиспользованного остатка субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания по оказанию муниципальных услуг в объеме, соответствующем не достигнутым показателям муниципального задания автономным учреждением. В соответствии с п. 96 Инструкции по бухгалтерскому учету автономных учреждений (Приказ Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н) возврат неиспользованного остатка субсидии отражается по дебету счета 020580000 «Расчеты с плательщиками прочих доходов» и кредиту счета 020111000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства».

В соответствии с п. 281 Инструкции по бухгалтерскому учету учреждений (Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н в ред. от 29.08.2014 № 89н) счет 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами» применяется для операций по оплате кредиторской задолженности, сформированной в рамках соответствующего вида финансового обеспечения, в пределах остатка денежных средств на лицевом счете учреждения с последующим возмещением привлеченных средств. При этом механизм направления денежных средств в оплату иного обязательства и восстановление потребленного источника необходимо использовать в течение одного финансового года. Направление денежных средств по приносящей доход деятельности (КФО 2) в оплату иного обязательства (расходы по содержанию имущества, начисленные по КФО 4) и последующее восстановление потребленного источника в течение финансового года подлежит оформлению Справкой ф. 0504833 и отражается на учете в следующем порядке: начисление расходов по содержанию имущества (КФО 4) на основании первичных бухгалтерских документов: Дебет 4 109 80 220 Кредит 4 302 00 730. Автономным учреждением принимается решение, что в связи с отсутствием денежных средств (субсидии бюджета КФО 4) на лицевом счете учреждения оплата кредиторской задолженности, сформированной в рамках вида финансового обеспечения субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания (18 разряд код 4), производится за счет средств деятельности, приносящей доход (18 разряд код 2), с последующим восстановлением потребленного источника. В соответствии с п. 174 Инструкции по бухгалтерскому учету № 183н бухгалтерский учет данной операции отражается:

* направление денежных средств от приносящей доход деятельности на оплату иного обязательства:

Дебет 2 304 06 830 Кредит 2 201 11 610 забалансовый счет (-) 17 код 130;

 

* поступление денежных средств в оплату иного обязательства на лицевой счет, открытый органом казначейства для зачисления субсидии (КФО 4): 

Дебет 4 201 11 510 Кредит 4 304 06 730 забалансовый счет 17 код 180;

 

* произведена оплата расходов по содержанию имущества (КФО 4):

Дебет 4 302 00 830 Кредит 4 201 11 610 забалансовый счет 18 код 220.

После фактического поступления денежных средств на лицевой счет учреждения в форме субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания (18 разряд код 4) производится восстановление потребленного источника средств от приносящей доход деятельности (18 разряд код 2) в следующем порядке: 

* поступление субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания на лицевой счет учреждения, открытый органом казначейства (КФО 4): 

Дебет 4 201 11 510 Кредит 4 205 80 660 забалансовый счет 17 код 180;

 

* направление субсидии (КФО 4) на восстановление потребленного источника (средств от приносящей доход деятельности КФО 2): 

Дебет 4 304 06 830 Кредит 4 201 11 610 забалансовый счет (-) 17 код 180;

 

* восстановление потребленного источника (средств от приносящей доход деятельности КФО 2), произведенного в оплату иного обязательства (КФО 4):

Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 304 06 730 забалансовый счет 17 код 130.

В соответствии с п. 43 Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности автономными учреждениями (Приказ Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н) информация кредиторской задолженности, сформированной в рамках соответствующего вида финансового обеспечения и подлежащей оплате за счет иного источника в пределах остатка денежных средств на лицевом счете учреждения с последующим возмещением привлеченных средств, подлежит раскрытию в Отчете об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения (ф. 0503737 графа 5 строки 831 и 832). При этом необходимо учитывать, что в графе 8 «Некассовые операции» по строкам 831, 832 может быть отражена информация по операциям исполнения денежных обязательств, принимаемых за счет разных видов финансового обеспечения, осуществленная без движения денежных средств на счете в корреспонденции со счетом 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами».

Вопрос. Мы – бюджетная организация. Нашему сотруднику, который ездил в командировку, на зарплатную карту были перечислены денежные средства в сумме 54 400,00 рублей, а именно по КБК 908 0804 7002001 122 212 – 1 400,00 (суточные), 908 0804 7002001 122 222 – 14 000,00 (транспортные расходы), 908 0804 7002001 122 226 – 39 000,00 (проживание, участие в семинаре).

После возвращения он отчитался в бухгалтерию: КБК 908 0804 7002001 122 212 – 1 400,00 (суточные), 908 0804 7002001 122 222 – 10 350,00 (транспортные расходы), 908 0804 7002001 122 226 – 41 400,00 (проживание, участие в семинаре). Получилась пересортица. В итоге нам нужно вернуть 1 250,00 рублей.

В нашем учреждении нет кассы, можем ли мы удержать данную сумму из заработной платы сотрудника? Какими проводками мы должны это отразить?

Ответ. В соответствии с п. 152 Приложения № 1 Инструкции по бюджетному учету (Приказ Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н) выдача с лицевого счета учреждения сумм в подотчет работнику на командировочные расходы отражается: Дебет 1 208 12 (22,26) 560 Кредит 1 304 05 212, 222, 226. Из поставленного вопроса следует, что на командировочные расходы перечислено в подотчет работнику учреждения сумма 54 400 руб., в том числе на суточные – 1 400,00 руб., на транспортные расходы – 14 000,00 руб., на расходы по проживанию и участию в семинаре – 39 000,00 руб. На основании утвержденного Авансового отчета расходы по командировке работника составили – 53 150,00 руб., в том числе: суточные – 1 400,00 руб., транспортные расходы – 10 350,00 руб., проживание и участие в семинаре – 41 400,00 руб. Таким образом, за подотчетным лицом на учете остался остаток неиспользованного аванса подотчетной суммы в размере 1 250,00 руб. В соответствии с п. 6.3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации (Указание ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У) подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы деньги в подотчет, или со дня выхода на работу, предъявить бухгалтерии авансовый отчет. При этом остаток неиспользованного аванса подотчетной суммы должен быть возвращен в кассу учреждения. Поскольку в учреждении отсутствует ведение кассовых операций, то в соответствии со ст. 137 Трудового кодекса Российской Федерации в случае непредставления в установленный срок авансовых отчетов об израсходованных подотчетных суммах или не возврата неиспользованных остатков в кассу учреждения (в данном случае отсутствует возможность), бухгалтерия имеет право по инициативе администрации производить удержание этой задолженности из заработной платы работника с соблюдением требований, установленных действующим трудовым законодательством. Данная бухгалтерская операция оформляется Справкой ф. 0504833 и отражается в учете в следующей корреспонденции счетов: Дебет 1 302 11 830 Кредит 1 208 00 660 (без использования счета 304 03).

Необходимо также учитывать, что в соответствии с п. 221 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н) необходимо суммы задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенных (не удержанных из зарплаты), отражать на счете 209 30 «Расчеты по компенсации затрат». В этом случае в целях погашения данной задолженности удержание из заработной платы работника следует производить на основании его письменного заявления с применением счета 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами».

Вопрос. Администрация муниципального образования в ноябре 2015 года приобрела мазут топливный для котельной, отапливающей жилые многоквартирные дома муниципального образования (приобретением топлива занялась администрация МО по причине того, что у ООО «Тепло» нет средств, а температурный режим в квартирах не соответствовал нормальным условиям).

Приобретя мазут и поставив его на баланс (на бюджетный счет 105 «материалы» проводки по поступлению – Дт 105 Кт 302.34, Дт 210.01 Кт 302.34) администрация далее реализует его ООО «Тепло» (Дт 205 Кт 401, Дт 401 Кт 303.04) и зачитывает входной НДС – Дт 303.04 Кт 210.01.

Далее у администрации повисает дебиторская задолженность на счете 205, так как у ООО «Тепло» нет средств, чтоб оплатить мазут. В свою очередь ООО «Тепло» оказывает услуги по поставке тепловой энергии для отопления здания администрации МО, и администрация принимает решение не оплачивать счета, предъявленные за ноябрь и декабрь 2015 года, до тех пор, пока ООО «Тепло» не рассчитается за топливо (о чем заключается доп. соглашение к договору поставки теплоэнергии). Также у администрации есть подведомственное учреждение – МБУ «Центр досуга», с которым заключен договор поставки тепловой энергии от ООО «Тепло», по которому учредителем также принято решение не оплачивать тепло за ноябрь, декабрь 2015 года.

Таким образом, на конец года у МБУ «Центр досуга» и администрации МО в учете образуется кредитовое сальдо по неоплаченным счетам ноября, декабря (52 000,0 р. и 43 000,0 р. соответственно), и также у администрации МО имеется дебетовое сальдо за переданный мазут (200 000,0 р.).

Допустимо ли в бюджетном учете перевести часть дебиторской задолженности от администрации МО на подведомственное учреждение по договору переуступки права требования? Либо осуществить перевод долга с подведомственного учреждения на администрацию?

Бюджетный кодекс РФ запрещает производить взаимозачет в предприятиях госсектора, но в дальнейшем, в случае если ООО «Тепло» подаст иск в суд на МБУ «Центр досуга» за неоплаченные услуги отопления, то МБУ «Центр досуга» сможет предъявить встречный иск по неуплате принятой дебиторской задолженности. Уточняем, что эти отношения не связаны с муниципальным контрактом.

Просим привести проводки по переводу права требования долга от администрации МО к МБУ «Центр досуга» на бюджетных счетах (либо проводки по переводу долга от МБУ «Центр досуга» к администрации МО).

Ответ. Администрация муниципального образования в соответствии с Бюджетным законодательством РФ является участником бюджетного процесса с бюджетными полномочиями согласно статье 154 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ). Таким образом, на законодательном уровне не допускается для участников бюджетного процесса приносящая доход деятельность (в том числе торговые операции). Исходя из поставленного вопроса, администрация МО в ноябре 2015 года приобретает мазут топливный для котельной ООО «Тепло». Данная операция подлежит бюджетному учету у администрации МО (без использования счета 105 08 «Товары») в следующем порядке: Дебет 110503340 Кредит 130234730. В соответствии с п. 23 Инструкции № 157н необходимо учитывать, что материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (кроме их приобретения (изготовления) в рамках деятельности, приносящей доход, облагаемой НДС). Перечисление денежных средств с единого счета бюджета в оплату за приобретенное топливо отражается: Дебет 130234830 Кредит 130405340.

В соответствии с законодательством Российской Федерации при реализации государственного (муниципального) имущества, находящегося на праве оперативного управления учреждения, поступающие денежные средства от покупателей признаются доходом бюджета (код КБК 440). В данном случае в соответствии со ст. 41 БК РФ продажа топливного мазута признается доходом бюджета и производится с зачислением дохода на единый счет бюджета (код КОСГУ 440). Таким образом, операция реализации топливного мазута ООО «Тепло» отражается на бюджетном учете администрации МО в следующем порядке:

  • начисление задолженности ООО «Тепло» (с учетом НДС) на рыночную цену продажи мазута и начисление дохода бюджета (код КОСГУ 172):

Дебет 120983560 Кредит 140110172

 

  • начисление НДС от реализации мазута, подлежащего уплате в бюджет:

Дебет 140120290 Кредит 130304730

 

  • зачисление денежных средств от покупателя в виде дохода бюджета (код 440) на единый счет бюджета (на основании Сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета):

Дебет 121002440 Кредит 120983660

 

Из поставленного вопроса следует, что ООО «Тепло» не погашает дебиторскую задолженность и поэтому на бюджетном учете администрации МО продолжает учитываться задолженность покупателя топливного мазута (дебетовое сальдо счета 120983560);

начисление налога на прибыль от операции реализации мазута:

Дебет 140120290 Кредит 130303730

 

  • перечисление суммы НДС и налога на прибыль с единого счета бюджета:

Дебет 130304(03)830 Кредит 130405290.

 

На договорных условиях ООО «Тепло» оказывает услуги по поставке тепловой энергии для отопления здания администрации МО, и на бюджетном учете администрации МО начисляется задолженность по оплате: Дебет 140120223 Кредит 130223730. На основании дополнительного соглашения к договору расчет за потребленное топливо администрацией МО будет произведен после погашения дебиторской задолженности за мазут ООО «Тепло». Таким образом, на основании принятого решения на бюджетном учете администрации МО учитывается не погашенная дебиторская задолженность (дебетовое сальдо счета 120983560) и не оплаченная кредиторская задолженность (кредитовое сальдо счета 130223730).

Принятое администрацией МО решение не оплачивать ООО «Тепло» за поставку тепловой энергии за ноябрь и декабрь 2015 г. муниципальному бюджетному учреждению «Центр досуга» является необоснованным и приводящим к неисполнению принятых обязательств (нарушение договорных условий) со стороны бюджетного учреждения.

Таким образом, правоотношения между администрацией МО, МБУ «Центр досуга» и ООО «Тепло» могут быть определены только в судебном порядке (встречные иски).

В соответствии со ст. 382 Гражданского кодекса РФ организация может уступить право требовать долг другому кредитору. В этом случае в основе операций по уступке права требования лежит договор цессии. Уступка права требования означает перемену кредитора в обязательстве путем заключения договора между прежним и новым кредитором, при этом прежний кредитор называется цедентом, а новый кредитор-цессионарием. Должник-покупатель должен быть уведомлен о переходе прав кредитора к другому лицу. После уступки права требования отношения между поставщиком и покупателем по первоначальному договору прекращаются, т.е. закрывается задолженность покупателя и одновременно возникает задолженность цессионария.

Бухгалтерский учет операций по уступке права требования у цедента осуществляется в следующем порядке:

  • отражение задолженности цессионария при уступке права требования (дебиторской задолженности):

Дебет 0 209 83 560 «Расчеты по иным доходам», субсчет «Расчеты с цессионарием»

 

Кредит 0 401 10 180 «Расчеты по прочим доходам»;

 

  • списание суммы дебиторской задолженности по первоначальному договору, связанному с продажей мазута: 

Дебет 0 401 10 180 «Расчеты по прочим доходам»

 

Кредит 0 209 83 660 «Расчеты по иным доходам»;

 

  • поступление денежных средств от цессионария по договору цессии (уступка права требования):

Дебет 0 201 11 510 «Поступление денежных средств на лицевой счет в казначействе»

 

Кредит 0 209 83 660 «Расчеты по иным доходам», субсчет «Расчеты с цессионарием».

 

Бухгалтерский учет операций по уступке права требования у цессионария осуществляется в следующем порядке:

  • отражение суммы по договору уступки права требования (поступление дебиторской задолженности признается на учете финансовым вложением):

Дебет 0 204 53 520 «Прочие финансовые активы», субсчет «Уступка права требования»

 

Кредит 0 304 06 730 «Расчеты с прочими кредиторами» субсчет «Расчеты с цедентом»;

 

  • перечисление денежных средств цеденту по договору уступки права требования (за дебиторскую задолженность):

Дебет 0 304 06 830 «Расчеты с прочими кредиторами», субсчет «Расчеты с цедентом»

 

Кредит 0 201 11 610 «Выбытие денежных средств с лицевого счета в казначействе»;

 

  • отражение дебиторской задолженности покупателя товаров (мазута), поступившей по договору уступки права требования от цедента:

Дебет 0 209 83 560 «Расчеты по иным доходам», субсчет «Расчеты с должником-покупателем»

 

Кредит 0 401 10 180 «Расчеты по прочим доходам»;

 

  • поступление денежных средств от должника-покупателя товаров (мазута):

Дебет 0 201 11 510 «Поступление денежных средств на лицевой счет в казначействе»

 

Кредит 0 209 83 660 «Расчеты по иным доходам», субсчет «Расчеты с должником-покупателем»;

 

  • отражение суммы расходов в сумме финансового вложения по договору уступки права требования:

Дебет 0 401 10 180 «Расчеты по прочим доходам»

 

Кредит 0 204 53 620 «Прочие финансовые активы», субсчет «Уступка права требования».

 

Вопрос. В чеке на бензин отдельной строкой выделен «Бонус», который входит в сумму «ИТОГО». Вопрос как быть с общей суммой в чеке, который приложен к авансовому отчету?

Ответ. В соответствии с п. 216 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н в ред. Приказа Минфина РФ от 29.08.2014 № 89н) сумма произведенных подотчетным лицом расходов отражается на счетах расчетов с подотчетными лицами согласно утвержденному руководителем учреждения (или уполномоченным им лицом) авансовому отчету подотчетного лица и прилагаемых к нему документов, подтверждающих произведенные расходы.

Бонус – это дополнительная скидка со стоимости (цены) товара, предоставляемая продавцом в соответствии с условиями договора купли-продажи или постоянным покупателям. Накопительная скидка предоставляется в случае покупки товара на установленную цену в определенный период времени и исчисляется по сумме закупленных клиентом товаров и распределяется на все последующие покупки клиента. Из поставленного вопроса следует, что сумма «Бонуса», выделенная в чеке за ГСМ отдельной строкой, формирует итоговую строку, подлежащую оплате подотчетным лицом. При этом необходимо учитывать, что оправдательным документом, подтверждающим расходы учреждения, является не только приложенный к авансовому отчету кассовый чек АЗС, но и бонусная карта, которая отражает начисляемые (накопительные) суммы бонусов. Также необходимо учитывать, что ГСМ принимается к учету по фактической стоимости с учетом всех сопутствующих платежей, включая НДС. Наличная форма расчетов по приобретению ГСМ отражается на бухгалтерском учете расчетами с подотчетными лицами в следующем порядке:

  • выданы деньги из кассы в подотчет на приобретение ГСМ работнику учреждения:

Дебет 0 208 34 560 Кредит 0 201 34 610;

 

     
  • на основании авансового отчета и приложенных к нему оправдательных документов принимается к учету приобретенный ГСМ:

Дебет 0 105 03 340 Кредит 0 208 34 660.

 

Вопрос. Относится ли кредиторская задолженность по заключенному контракту в предыдущем финансовом году к 2 млн текущего финансового года? Если кредиторская задолженность оплачена в текущем году за счет лимитов п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ?

Ответ. Действие положений пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (в ред. Федерального закона от 04.06.2014 № 140-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года.

Осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

Из выше поставленного вопроса следует, что по заключенному контракту в 2014 году по состоянию на 1 января 2015 года отражаются неисполненные денежные обязательства (кредиторская задолженность), которые подлежат включению в показатель неисполненных денежных обязательств (ф. 0503128 графа 12) в виде кредиторской задолженности текущего периода, подлежащей исполнению в следующих отчетных периодах. В 2015 году данная кредиторская задолженность исполняется за счет бюджетной сметы (ЛБО) текущего периода. При этом необходимо предварительно принять бюджетные обязательства текущего года (Дебет 1 501 13 200,300 Кредит 1 502 11 200,300), денежные обязательства текущего года (Дебет 1 502 11 200,300 Кредит 1 502 12 200,300), а затем исполнить эти денежные обязательства (Дебет 1 302 00 830 Кредит 1 304 05 200,300). Данная информация подлежит раскрытию при формировании Отчета бюджетных обязательствах (ф. 0503128) за 2015 год.

Вернуться к списку новостей Вернуться к списку новостей


Центр консультирования

(343) 375-78-78

Почта: ck@consultant-so.ru

Горячая линия

(343) 355-56-76, 317-85-55

Почта: hotline@consultant-so.ru

 

Личный кабинет

Руководителю

Руководителю

22471 документ

Бухгалтеру

Бухгалтеру

19903 документа

Юристу

Юристу

12895 документов