Новости компании

Актуальные вопросы социального страхования

12 января

  

Информация предоставлена Свердловским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации

 

Вопрос. С текущего года работники-иностранцы, временно пребывающие на территории России (за исключением высококвалифицированных специалистов), обеспечиваются пособиями по временной нетрудоспособности. Обязательное условие для этого – уплата работодателем страховых взносов в ФСС РФ не менее шести месяцев, предшествующих наступлению страхового случая. А если иностранный гражданин работает у нескольких работодателей, как в этом случае будет определяться период шестимесячного срока уплаты страховых взносов в Фонд?

Ответ. В соответствии с частью 4.1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее – Федеральный закон № 255-ФЗ) условием предоставления иностранным гражданам, временно пребывающим в России, права на получение страхового обеспечения в виде пособия по временной нетрудоспособности является уплата за них страховых взносов страхователями, производящими выплаты в пользу физических лиц, за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай. Каких-либо дополнительных условий в этой норме не установлено. Таким образом, при решении вопроса о наличии шестимесячного периода уплаты взносов за иностранного гражданина нужно учитывать, что страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации с выплат в пользу иностранного гражданина необязательно должны уплачиваться одним страхователем, равно как и период их уплаты необязательно должен быть непрерывным.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ) в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

Таким образом, если страхователь по итогам каждого календарного месяца производил начисления страховых взносов на выплаты и иные вознаграждения в пользу работника – иностранного гражданина, временно пребывающего в России, то условие уплаты за него страховых взносов будет выполнено. Определение шестимесячного срока для получения страхового обеспечения в виде пособия по временной нетрудоспособности иностранными гражданами и лицами без гражданства, временно пребывающими в России, необходимо осуществлять с месяца начисления сумм страховых взносов в ФСС РФ на выплаты, производимые по трудовым договорам, в том числе по тарифу 0%, вне зависимости от количества отработанных дней в каждом конкретном месяце.

Вопрос. Какой порядок начисления страховых взносов в ФСС РФ и назначения пособий по обязательному страхованию на сегодняшний день гражданам Кыргызской Республики, временно пребывающим и работающим на территории России?

Ответ. С 12 августа 2015 г. Кыргызская Республика является полноправным участником Договора о Евразийском экономическом союзе (далее – ЕАЭС) наравне с Россией, Беларусью, Казахстаном и Арменией. Поэтому работодатель должен:

  • начислять с выплат в пользу работников – граждан Киргизии, временно пребывающих на территории Российской Федерации, взносы в ФСС РФ так же, как и с выплат остальным работникам – россиянам. То есть по тарифу 2,9%, пока суммарный доход работника с начала года не превысит 670 тыс. руб.;
  • выплачивать этим работникам пособия в случае наступления временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ч. 1. ст. 1.4, п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 255-ФЗ; Письмо Минтруда России от 13.03.2015 № 17-3/ООГ-268).

При этом средний дневной заработок, необходимый для исчисления пособий, определяется исходя из минимального размера оплаты труда. Страховые взносы в ФСС РФ начисляются с выплат, полученных лицами по трудовым договорам. Вознаграждения, выплаченные по гражданско-правовым договорам, облагаются взносами по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, только если это прямо прописано в самом гражданско-правовом договоре, а остальными взносами в ФСС РФ не облагаются (п. 2. ч. 3 ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ; ч. 1 ст. 5 и ч. 1 ст. 20.1 Федерального закона № 125-ФЗ).

Есть особенности при обложении страховыми взносами выплат, начисленных в пользу таких работников по итогам августа 2015 г. А именно, зарплату за август 2015 г. нужно делить пропорционально периодам с 1 по 11 августа и с 12 по 31 августа и:

  • сумму, начисленную за период с 12 по 31 августа 2015 г., облагать взносами в ФСС РФ по тарифу 2,9%;
  •  
  • сумму, начисленную за период с 1 по 11 августа 2015 г., облагать взносами в ФСС РФ по тарифу 1,8%.

Вопрос. Будет ли выплачено единовременное пособие при рождении ребенка его отцу, являющемуся слушателем платных курсов при вузе, если мать ребенка – иностранная гражданка, временно пребывающая в России, нигде не работает и не учится?

Ответ. В соответствии с действующим законодательством лица, обучающиеся по очной форме обучения на платной или бесплатной основе в образовательных учреждениях послевузовского профессионального образования и высшего профессионального образования, имеют право на получение единовременного пособия при рождении ребенка в этих учебных заведениях.

Платные образовательные курсы при вузе к перечисленным видам учреждений не относятся. В данном случае мать ребенка права на получение указанного пособия не имеет. При этом, поскольку отец ребенка является незастрахованным лицом, указанное пособие ему должно быть назначено и выплачено органом социальной защиты населения по месту жительства.

Вопрос. С иностранкой, имеющей статус временно пребывающей на территории РФ, был заключен трудовой договор сроком на 1 год в декабре 2014 г. За месяц до окончания трудового договора, в октябре 2015 г., сотрудница уходит в декретный отпуск. Может ли женщина в такой ситуации иметь право на обеспечение пособием по беременности и родам?

Ответ. По правилам, действовавшим до 2015 г., иностранные работники, временно пребывающие на территории РФ, не подлежали обязательному социальному страхованию и не имели права на получение пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им полутора лет (ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 255-ФЗ, Письмо Минтруда России от 07.10.2013 № 14-2-94).

С 1 января 2015 г. работодатели обязаны платить страховые взносы в ФСС РФ за временно пребывающих иностранцев (за исключением высококвалифицированных специалистов) при заключении с ними трудового договора минимум на полгода (ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 255-ФЗ, п. 1 ст. 2, 4 Федерального закона от 01.12.2014 № 407-ФЗ (далее – Федеральный закон № 407-ФЗ). Новый порядок установлен Федеральным законом № 407-ФЗ. При этом размер тарифа по уплате взносов в ФСС РФ составляет 1,8% (п. 2.1 ч. 2 ст. 12, ч. 3 ст. 58.2 Федерального закона № 212-ФЗ, п. 2, 4 ст. 3, 4 Федерального закона № 407-ФЗ).

В связи с этим с 1 января 2015 г. временно пребывающие иностранцы приобрели право на получение пособия по временной нетрудоспособности при уплате за них работодателями взносов в ФСС РФ в течение не менее шести месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности (ч. 4.1 ст. 2 Федерального закона № 255-ФЗ, п. 2 ст. 2, 4 Федерального закона № 407-ФЗ).

При этом порядок выплаты пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком не корректировался. Таким образом, у временно пребывающей иностранной работницы право на получение пособия по беременности и родам отсутствует. Оно возникнет только при получении статуса временно или постоянно проживающей на территории РФ (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).

Вопрос. У сотрудницы-иностранки на 31-й неделе беременности поменялся статус: вместо временно пребывающей она стала временно проживающей. За какой период нужно будет выплатить пособие по беременности и родам этой сотруднице?

Ответ. Выдача листков нетрудоспособности производится застрахованным лицам, указанным в ст. 2 Федерального закона № 255-ФЗ (п. 1 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н (далее – Порядок)). Листок нетрудоспособности по беременности и родам выдается в 30 недель беременности единовременно продолжительностью 140 календарных дней (70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов) (п. 46 Порядка).

При этом женщина может обратиться за листком нетрудоспособности по беременности и родам и после истечения 30 недель беременности. Такая позиция подтверждается и Решением Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2012 № АКПИ12-1204.

Пособие по беременности и родам выплачивается за период отпуска по беременности и родам (ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 255-ФЗ, ст. 7 Федерального закона № 81-ФЗ).

В свою очередь, отпуск по беременности и родам предоставляется на основании листка нетрудоспособности и заявления женщины (ст. 255 Трудового кодекса РФ).

Следовательно, отпуск по беременности и родам иностранной гражданке может быть предоставлен не ранее получения этой гражданкой листка нетрудоспособности. А листок нетрудоспособности выдается после получения иностранной гражданкой статуса временно проживающей.

Если женщина, имея право на отпуск по беременности и родам, не оформляла отпуск по беременности и родам, то оснований для выплаты пособия по беременности и родам не имеется (Письмо ФСС РФ от 08.10.2004 № 02-10/11-6671). Эта позиция подтверждается судебной практикой (Решение Верховного Суда РФ от 14.11.2012 № АКПИ 12-1204).

Таким образом, в данном случае пособие по беременности и родам иностранной гражданке выплачивается с даты начала отпуска по беременности и родам, предоставленного на основании листка нетрудоспособности, выданного после получения работницей статуса временно проживающей.

Вопрос. Организация планирует привлечь к трудовой деятельности граждан Белоруссии и Армении, временно пребывающих в Российской Федерации. Нужно ли этим гражданам иметь патент для работы в России? Какие страховые взносы и по каким ставкам начисляются на выплаты в пользу этих лиц?

Ответ. Патент – это документ, подтверждающий право иностранного гражданина на временное осуществление в РФ трудовой деятельности (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ)).

С 1 января 2015 г. работодатели вправе привлекать к трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, только при наличии у них такого патента. Также с января 2015 г. вступили в силу Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г. (далее – Договор), заключенный Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией, и Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., подписанный в г. Минске 10 октября 2014 г.

В соответствии со статьей 97 Договора работодатели вправе привлекать к трудовой деятельности граждан стран-участниц без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом им не требуется получения разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства. Таким образом, гражданам Белоруссии и Армении для трудоустройства в РФ не нужно иметь патента.

В соответствии с пунктом 3 статьи 98 Договора социальное страхование (кроме пенсионного) трудящихся государств – членов Договора и членов их семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. Под социальным обеспечением (социальным страхованием) в Договоре понимается обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обязательное медицинское страхование (п. 5 ст. 96 Договора).

Таким образом, уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховые взносы на обязательное медицинское страхование в отношении выплат в пользу работников – граждан Белоруссии и Армении нужно по тем же тарифам, что и для работников – граждан Российской Федерации, то есть 2,9%.

Вопрос. В числе сотрудников организации – граждане Корейской Народно-Демократической Республики. Подлежат ли выплаты, производимые в их пользу, обложению страховыми взносами в ФСС РФ по тарифу 1,8%?

Ответ. Страховые взносы, установленные Федеральным законом № 212-ФЗ, уплачиваются в целях обязательного социального (пенсионного, социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, медицинского) страхования лиц, которые подлежат обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, то есть застрахованных лиц.

В частности, в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона № 255-ФЗ в редакции Федерального закона № 407-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане, работающие по трудовым договорам, а с 1 января 2015 г. – также иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ) и работающие по трудовым договорам.

При этом статьей 1.1 Федерального закона № 255-ФЗ определено, что в случаях, когда международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным выше Законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Согласно статье 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Корейской Народно-Демократической Республики о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства, заключенного в г. Москве 31 августа 2007 г. (далее – Соглашение), его действие распространяется на граждан РФ и граждан КНДР (далее – работники), постоянно проживающих соответственно в РФ и в КНДР (далее – государства постоянного проживания), которые на законном основании въехали на территорию государства другой стороны (далее – принимающее государство) с целью осуществления временной трудовой деятельности в соответствии с договорами о выполнении работ или об оказании услуг, заключенными между физическими или юридическими лицами принимающего государства и юридическими лицами государства постоянного проживания, далее именуемыми исполнителями работ (подрядчиками), в порядке, установленном законодательством государства постоянного проживания.

Статьей 8 Соглашения установлено, что социальное страхование работников осуществляется исполнителями работ (подрядчиками) и соответствующими органами государства постоянного проживания и регулируется законодательством государства их постоянного проживания, если отдельным международным договором между сторонами не предусмотрено иное.

Таким образом, учитывая положения статей 1 и 8 Соглашения, выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу временно проживающих и временно пребывающих на территории Российской Федерации граждан КНДР, осуществляющих временную трудовую деятельность по договору о выполнении работ или об оказании услуг, заключенному между российской организацией и юридическим лицом Корейской Народно-Демократической Республики, обложению страховыми взносами в ФСС РФ не подлежат.

Вместе с тем, если временно проживающие на территории России граждане Корейской Народно-Демократической Республики, а с 1 января 2015 г. также и временно пребывающие в Российской Федерации граждане Корейской Народно-Демократической Республики (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ), работают в российской организации по трудовым договорам, заключенным ими непосредственно с этой организацией, выплаты и иные вознаграждения, производимые организацией в пользу таких иностранных работников, подлежат обложению страховыми взносами в ФСС РФ в установленном Федеральным законом № 212-ФЗ порядке. При этом в отношении выплат в пользу иностранных граждан, временно проживающих на территории Российской Федерации, применяется тариф страховых взносов в ФСС РФ 2,9% (ч. 1.1 ст. 58.2 Федерального закона № 212-ФЗ).

В отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан, временно пребывающих в Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 58.2 Федерального закона № 212-ФЗ, применяется тариф страховых взносов в ФСС РФ 1,8%.

Вопрос. Организация заключила трудовые договоры с гражданами Китая, имеющими статус временно пребывающих на территории России, сроком на один год. Будут ли начисляться страховые взносы в пользу этих сотрудников?

Ответ. В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона № 255-ФЗ в редакции Федерального закона № 407-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ).

Частью 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

С 1 января 2015 г. с выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов, привлекаемых к трудовой деятельности в Российской Федерации на основании Федерального закона № 115-ФЗ), надлежит уплачивать взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Соответствующее дополнение внесено в часть 1 статьи 2 Федерального закона № 255-ФЗ Федеральным законом № 407-ФЗ.

Тариф страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ по выплатам и иным вознаграждениям в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов), установлен в размере 1,8% (п. 2.1 ч. 2 ст. 12, ч. 3 ст. 58.2 Федерального закона № 212-ФЗ).

При этом следует иметь в виду, что право на получение страхового обеспечения в виде пособия по временной нетрудоспособности указанные лица приобретут в случае, если страхователи уплачивали соответствующие взносы за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай (часть 4.1 статьи 2 Федерального закона № 255-ФЗ).

Согласно статье 12 Соглашения о временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Китайской Народной Республике и граждан Китайской Народной Республики в Российской Федерации, заключенного 3 ноября 2000 г. в Пекине между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики, обязательное медицинское страхование работников, а также возмещение вреда, причиненного работнику в результате трудового увечья, профессионального заболевания или иного повреждения здоровья, возникшего при исполнении им своих трудовых обязанностей или в прямой связи с ними, осуществляются работодателем в соответствии с законодательством принимающего государства.

Таким образом, страховые взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на выплаты в пользу граждан КНР, временно проживающих на территории России и работающих по трудовым договорам, должны начисляться в размере 1,8%.

Также следует иметь в виду, что в отчет по новой форме 4-ФСС, утвержденной Приказом ФСС РФ от 26.02.2015 № 59, в таблицу 3 внесены изменения: строки 1 и 2 дополнены словами «в соответствии с международными договорами».

Вопрос. Распространяется ли действие Федеративного закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» на лиц с двойным граж-данством?

Ответ. Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом (ст. 6 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2008 № 301-ФЗ)).

Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет прекращения гражданства Российской Федерации. При этом когда он находится на территории Российской Федерации, государство рассматривает его исключительно как гражданина Российской Федерации.

Иными словами, в подавляющем большинстве случаев иностранный гражданин, имеющий также второе – российское – гражданство, в период пребывания в Российской Федерации рассматривается как гражданин Российской Федерации, в том числе и при трудоустройстве.

Двойное гражданство, при котором государство воспринимает иностранца сразу как гражданина двух стран в период пребывания в Россий-ской Федерации, реализуется только в случае, если Российской Федерацией подписано с соответствующим государством соглашение о двойном гражданстве.

В настоящее время такие соглашения действуют у России со следующими государствами: с Республикой Таджикистан (Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства, подписан 7 сентября 1995 г., действует с 29 декабря 1996 г.); с Республикой Южная Осетия (Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия, подписан 17 сентября 2008 г., действует с 7 декабря 2008 г.); с Республикой Абхазия (Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Абхазия, подписан 17 сентября 2008 г., действует с 7 декабря 2008 г.). 

Аналогичное соглашение было подписано с Туркменистаном и применялось в период с 1994 по 2003 г. В 2003 г. президент Туркменистана ратифицировал выход Туркменистана из соглашения, однако Российская Федерация пока этого не сделала и формально соглашение о двойном гражданстве с Туркменистаном продолжает действовать (протокол «О прекращении действия соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства», подписанный 10 апреля 2003 г., вступает в силу с даты последнего письменного уведомления о выполнении обеими сторонами необходимых для этого внутригосударственных процедур).

Вопрос. Организацией был заключен срочный трудовой договор (с 1 октября по 30 ноября 2014 г.) с гражданином, временно пребывающим на территории РФ. При увольнении бухгалтерия не выдала работнику справки о заработке, необходимой для расчета больничного, поскольку тот не был застрахованным лицом на случай временной нетрудоспособности. За справкой по прежнему месту работы мужчина обратился в октябре 2015 г. Ее выдачу он обосновал тем, что теперь имеет статус временно проживающего и, соответственно, право на пособие по временной нетрудоспособности. Может ли организация отказать работнику в выдаче такой справки?

Ответ. В соответствии со статьей 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 ТК РФ. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.

В силу пункта 3 части 2 статьи 4.1 Федерального закона № 255-ФЗ, пункта 2 Порядка выдачи справки о сумме заработной платы, утвержденного Приказом Минтруда России от 30.04.2013 № 182н (далее – Порядок), выдача справки о сумме заработка осуществляется в день прекращения работы (службы, иной деятельности) у страхователя, в течение времени выполнения которой лицо подлежало обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

При этом обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в 2014 году подлежали в том числе работающие по трудовому договору, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, являются застрахованными лицами (ч. 1, 2 ст. 2 Федерального закона № 255-ФЗ).

В данном случае, в период с 1 октября по 30 ноября 2014 г. в организации по срочному трудовому договору трудился временно пребывающий на территории РФ иностранный гражданин. Следовательно, в период работы работник не являлся застрахованным лицом на случай временной нетрудоспособности.

Согласно пункту 1 Порядка, пункту 3 части 2 статьи 4.1 Федерального закона № 255-ФЗ в справку должны включаться сведения о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений, на которую были начислены страховые взносы, и о количестве календарных дней, приходящихся на определенные периоды.

В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ до 1 января 2015 г. не подлежали обложению страховыми взносами суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам в пользу иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Таким образом, в период работы иностранного гражданина с 1 октября по 30 ноября 2014 г. он не являлся застрахованным лицом, на выплаты и вознаграждения в его пользу страховые взносы не должны были начисляться. Поэтому информация для отражения в справке фактически отсутствует. В связи с этим организация может отказать работнику в удовлетворении его заявления о предоставлении ему справки о заработке.

Вопрос. До трудоустройства в российскую организацию сотрудник в течение 20 лет проходил службу в органах внутренних дел Республики Беларусь. Следует ли этот период включать в страховой стаж для назначения пособия по временной нетрудоспособности?

Ответ. В соответствии со статьей 4 Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов, заключенного 15 апреля 1994 в г. Москве, сторонами которого, в частности, являются Российская Федерации и Республика Беларусь, трудовой стаж, включая стаж на льготных основаниях и по специальности, взаимно признается Сторонами.

Статьей 7 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24 января 2006 г. «О сотрудничестве в области социального обеспечения» предусмотрено, что для установления права на пособия по временной нетрудоспособности и материнству, а также определения их размера полностью учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный в связи с трудовой деятельностью на территориях обеих договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.

Согласно статье 8 указанного Договора пособия по временной нетрудоспособности и материнству назначаются и выплачиваются согласно законодательству и за счет средств той договаривающейся Стороны, законодательство которой распространялось на застрахованного в период осуществления им трудовой деятельности.

В соответствии с пунктом Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 № 91, основным документом, подтверждающим периоды деятельности, подлежащие включению в страховой стаж, является трудовая книжка.

Таким образом, если период службы в органах внутренних дел Республики Беларусь указан в трудовой книжке, то при назначении пособия по временной нетрудоспособности он должен учитываться.

Вопрос. В российской организации по бессрочному трудовому договору работает гражданин Белоруссии, имеющий статус временно пребывающего на территории РФ (сотрудник не является высококвалифицированным специалистом). В феврале 2015 г. он заболел и в этом же месяце представил работодателю листок нетрудоспособности. Полагается ли такому работнику пособие по временной нетрудоспособности? Если да, то какой заработок брать для расчета пособия, учитывая, что в расчетный период (2013–2014 гг.) за работника не уплачивались страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности?

Ответ. Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц, в частности в рамках трудовых отношений (ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ).

Выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам в пользу иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации, облагаются страховыми взносами в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 212-ФЗ и федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (п. 15 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ).

Иностранные граждане, временно пребывающие в РФ и работающие по трудовым договорам, в том числе граждане Белоруссии, признаются застрахованными лицами в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 1 ч. 1 ст. 2, ч. 2 ст. 1.3 Федерального закона 255-ФЗ).

При этом по общему правилу в соответствии с частью 4.1 статьи 2 Федерального закона № 255-ФЗ такие работники имеют право на получение пособия по временной нетрудоспособности при условии уплаты за них работодателем страховых взносов за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай. Это положение действует с 1 января 2015 г. (п. 2 ст. 2, ст. 4 Федерального закона № 407-ФЗ).

В данном случае работник обратился за назначением пособия по временной нетрудоспособности в феврале 2015 г. То есть работодатель еще не мог уплачивать страховые взносы за него не менее шести месяцев в 2015 г. А по правилам, действовавшим до 2015 г., иностранные работники, временно пребывающие на территории РФ, не подлежали обязательному социальному страхованию и не имели права на получение пособий по временной нетрудоспособности, декретных и детских пособий (ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 255-ФЗ, Письмо Минтруда России от 07.10.2013 № 14-2-94).

Вместе с тем, согласно части 2 статьи 1.1 Федерального закона № 255-ФЗ, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные названным Законом, применяются правила международного договора РФ.

Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Кыргызстан являются государствами – членами Договора о Евразийском экономическом союзе (далее – Договор). Пунктом 3 статьи 98 раздела XXVI Договора установлено, что социальное обеспечение (кроме пенсионного) трудящихся из государств – членов Договора и членов их семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. При этом обязательное страхование, страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для целей раздела XXVI Договора относятся к социальному обеспечению (социальному страхованию) (п. 5 ст. 96 раздела XXVI Договора).

Следовательно, граждане Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Армении, временно пребывающие в РФ и работающие в РФ по трудовым договорам, являются застрахованными лицами для целей страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и имеют в этой сфере те же права, что и граждане РФ, в том числе право на получение пособия за все календарные дни временной нетрудоспособности, указанные в листке нетрудоспособности (ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 255-ФЗ). 

По сути, являются застрахованными лицами с первого дня работы и в их отношении не должно применяться требование о необходимости уплаты страховых взносов не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай.

Таким образом, работодатель обязан назначить и выплатить работнику (гражданину страны – члена Договора) пособие по временной нетрудоспособности. Для расчета следует применять те же правила, что и при расчете пособий для граждан РФ.

Расчетным периодом для исчисления пособия по временной нетрудоспособности считаются два календарных года (с 1 января по 31 декабря включительно), предшествующих году, в котором наступила временная нетрудоспособность (ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ). В рассматриваемом случае расчетный период – 2013–2014 гг.

При расчете пособия по временной нетрудоспособности учитываются все выплаты в пользу работника, на которые в расчетном периоде были начислены взносы в ФСС РФ, в том числе бывшими работодателями (ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ).

В данном случае на выплаты работнику (гражданину Белоруссии) в 2013–2014 гг. страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности не начислялись в силу законодательства РФ.

В таких обстоятельствах средний заработок, на основании которого рассчитываются пособия, принимается равным одному МРОТ, установленному на день наступления страхового случая. Это предусмотрено частью 1.1 статьи 14 Федерального закона № 255-ФЗ, абзацем 1 пункта 11(1) Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнcтвом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375.

Вопрос. Сотрудник до переезда в Российскую Федерацию жил в Латвийской Республике. В этом же государстве было и его прежнее место работы. Должен ли нынешний работодатель при определении размера пособия по временной нетрудоспособности учитывать период работы сотрудника в Латвии?

Ответ. В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона № 255-ФЗ и пунктом 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 № 91 (далее – Правила), в страховой стаж включаются периоды работы по трудовому договору, периоды государственной гражданской или муниципальной службы, периоды иной деятельности, в течение которых гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. 

Согласно пункту 6 Правил в случаях, когда международным договором Российской Федерации установлены иные правила подсчета и подтверждения страхового стажа, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Между Российской Федерацией и Латвийской Республикой 18 декабря 2007 г. подписан Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения, который был ратифицирован Россией 27 октября 2008 г.

На основании статьи 8 указанного Договора страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих договаривающихся сторон, учитывается полностью, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.

Вернуться к списку новостей Вернуться к списку новостей


Центр консультирования

(343) 375-78-78

Почта: ck@consultant-so.ru

Горячая линия

(343) 355-56-76, 317-85-55

Почта: hotline@consultant-so.ru

 

Личный кабинет

Руководителю

Руководителю

22471 документ

Бухгалтеру

Бухгалтеру

19903 документа

Юристу

Юристу

12895 документов