Новости компании

Применение профстандартов

06 ноября

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации (уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы), необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности <1>.

В соответствии со статьей 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) порядок и разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (далее – ЕТКС), едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (далее – ЕКС), наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 23 от 22.01.2013 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» (далее – Правила № 23) данные функции возложены на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений).

В соответствии с пунктом 17 Правил № 23 сведения о профессиональных стандартах вносятся в реестр профессиональных стандартов, который размещается и актуализируется в постоянном режиме на специализированном сайте Минтруда России – http://profstandart.rosmintrud.ru/ <2>.

Несмотря на то, что до введения профессиональных стандартов остается сравнительно большой промежуток времени, вопрос о практике применения и реализации норм, регламентирующих данное правовое явление, встает остро уже сейчас.

Некоторые авторы (а вслед за ними и многие работодатели) делают вывод об императивности требований профессиональных стандартов.

Закономерно возникает вопрос: что делать с работниками, чьей квалификации будет не достаточно для занятия той или иной должности в связи с введением профессионального стандарта?

Многие видят решение обозначенной проблемы в проведении аттестации таких работников. При этом в качестве обоснования работодатели, например, сферы образования, ссылаются на пункт 23 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»:

«Аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности».

Вместе с тем, думается, идея законодателя заключается не в этом. Речь идет не об обязательном проведении аттестации в случае, когда у работника отсутствует требуемый уровень квалификации, а об определении правовой природы профессиональных стандартов.

Согласно пункту 2 части второй статьи 57 ТК РФ обязательным для включения в трудовой договор является трудовая функция. При этом если с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Федеральный закон № 122-ФЗ от 02.05.2015 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», вступающий в силу с 01.07.2016, дополняет ТК РФ статьей 195.3 «Порядок применения профессиональных стандартов»:

«Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой настоящей статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, вправе давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов».

Согласно пункту 25 Правил № 23 профессиональные стандарты применяются работодателями при:

  • формировании кадровой политики и в управлении персоналом;
  • организации обучения и аттестации работников;
  • разработке должностных инструкций <3>;
  • тарификации работ;
  • присвоении тарифных разрядов работникам; 
  • установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

Из данных правовых норм (как действующих, так и вступающих в силу с 01.07.2016) с необходимостью следует вывод о том, что профессиональные стандарты носят рекомендательный характер, за исключением случаев, когда нормативно-правовыми актами Российской Федерации установлены определенные требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения его трудовой функции, либо выполнение работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льготлибо наличие ограничений.

Данный вывод также косвенно подтверждается и судебной практикой. Так, Зареченский городской суд Пензенской области указал, что, несмотря на то, что профессиональным стандартом специалиста по социальной работе <4> установлены требования к кандидату на замещение данной должности (наличие высшего или среднего профессионального образования либо профессиональной переподготовки в соответствии с профилем деятельности), учитывая фактическое допущение работника к выполнению данного вида работ в отсутствие соответствующих квалификационных характеристик является допустимым <5>. 

В качестве примеров правовых норм, устанавливающих определенного рода требования к квалификации работников, и, как следствие, обязательности применения профессиональных стандартов, можно привести следующие:

работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок <6>;

право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам <7>;

в открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций), страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций), в органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны иметь высшее образование, стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита – не менее пяти лет из последних семи календарных лет <8>.

В настоящее время намечается тенденция, когда законодатель постепенно отходит от применения ЕТКС и ЕКС, фактически заменяя их профессиональными стандартами. По этой причине профессиональные стандарты во многом похожи на данные Справочники, отличаясь при этом структурой описания квалификационных характеристик – требований к уровню знаний работника, его умениям, профессиональным навыкам и опыту работы. При этом многие подходы, ранее применявшиеся в отношении Справочников, думается, будут заимствованы правоприменителем и в отношении профессиональных стандартов.

<1> Статья 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

<2> Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 667н от 29.09.2014 «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)».

<3> Например, см. решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.01.2015.

<4> Приказ Минтруда России от 22.10.2013 № 571н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по социальной работе».

<5> Решении Зареченского городского суда Пензенской области от 08.09.2015 по делу № 2-791/2015.

<6> Статья 38 Федерального закона № 44-ФЗ от 22.03.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

<7> Статья 46 Федерального закона № 273-ФЗ от 21.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».

<8> Статья 7 Федерального закона № 402-ФЗ от 22.11.2011 «О бухгалтерском учете».

Е. Корзухина, юрист

Вернуться к списку новостей Вернуться к списку новостей


Центр консультирования

(343) 375-78-78

Почта: ck@consultant-so.ru

Горячая линия

(343) 355-56-76, 317-85-55

Почта: hotline@consultant-so.ru

 

Личный кабинет

Руководителю

Руководителю

22502 документа

Бухгалтеру

Бухгалтеру

19948 документов

Юристу

Юристу

12954 документа