Новости компании

Введение спецоценки. Сохраняются ли гарантии у работников?

10 марта

Вопрос. Сохраняются ли за работником гарантии и компенсации за «вредные» условия труда, установленные по результатам аттестации рабочих мест в случае, если после проведения специальной оценки условий труда работник утратил право на такие гарантии, но фактически условия его труда не улучшились по сравнению с тем периодом, когда проводилась аттестация рабочих мест?

То есть работник утратил право на дополнительный отпуск в связи с изменением норм законодательства, а не с улучшением условий труда.

 

Ответ. С 01.01.14 вступили в силу Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» от 28.12.13 (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ) и Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 421-ФЗ от 28.12.13 (далее – Федеральный закон № 421-ФЗ).

Данные законы устанавливают новый порядок определения условий труда на рабочих местах, а также порядок предоставления дополнительных гарантий и компенсаций. В тоже время в соответствии со ст. 27 Федерального закона № 426-ФЗ результаты ранее проведенной работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда действуют в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации.

П. 3 ст. 15 Федерального закона № 421-ФЗ предусматривает, что «при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер».

Таким образом, если работнику по результатам аттестации рабочих мест, проведенной до 01.01.14, были предоставлены дополнительные гарантии, то вступление в силу Федерального закона № 426-ФЗ не является основанием для отмены данных гарантий и компенсаций.

Такой же позиции придерживается и Минтруд России, отмечая в Информации «Типовые вопросы и ответы (разъяснение Минтруда России по наиболее часто встречающимся вопросам о специальной оценке условий труда)», размещенной на официальном сайте www.rosmintrud.ru 15.12.14, что «к моменту вступления в силу Федерального закона № 421-ФЗ виды и достигнутые размеры предоставляемых гарантий (компенсаций) работникам, на рабочих местах которых по результатам проведенной до 31.12.2013 аттестации рабочих мест по условиям труда установлены вредные (опасные) условия труда, должны сохраняться до улучшения условий труда на данных рабочих местах, подтвержденного результатами проведения специальной оценки условий труда.

Пересмотр предоставляемых компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, возможен по результатам специальной оценки условий труда, при этом улучшением условий труда считается уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте».

Как отметил Свердловский областной суд законодатель определил, что при реализации компенсационных мер в переходный период порядок и условия осуществления таких мер направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда) не может быть ухудшен.

Восстанавливая права истца по предоставлению компенсационных мер за работу во вредных условиях труда до 01.01.2014 суд, установив, что по состоянию на 01.01.2014, объем реализуемых в отношении истца мер, направленных на ослабление негативного воздействия на его здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, стал менее, гарантированного нормами Трудового кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 № 870, а условия труда на рабочем месте остались прежними (обратного в материалы дела не предоставлено) пришел к верному выводу о необходимости сохранения компенсационных мер, в том числе на будущее до получения результатов специальной оценки условий труда.

Иное истолкование действующих норм, регулирующих вопросы назначения и предоставления компенсационных мер за работу во вредных условиях труда в переходный период с 01.01.2014, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации указанных прав по отношению к другим работникам ответчика получающим таковые гарантии по аналогичному рабочему месту, что недопустимо с точки зрения требований ч. ч. 1, 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 01.07.2014 по делу № 33-7308/2014).

Необходимо обратить внимание, что для сохранения предоставленных гарантий, необходимо два обязательных условия:

1. Условия труда на рабочем месте остались прежними.

При этом под улучшением условий труда считается уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте, а их изменение должно быть подтверждено результатами спецоценки.

2. Гарантии и компенсации за «вредность» фактически предоставлялись работнику.

Так по некоторым делам суды отказывали в предоставлении дополнительных гарантий работникам после 01.01.14 по той причине, что по смыслу закона возможность сохранения ранее предусмотренных компенсационных мер обусловлена фактической реализацией в отношении работников компенсационных мер по состоянию на 01.01.14. А так как работодатель данные гарантии работникам фактически не предоставлял (хоть и в нарушение норм закона), то они не могут быть распространены на будущее время (Апелляционное определение Московского городского суда от 28.11.14 по делу № 33-37384/14, от 28.10.2014 по делу № 33-34440).

Вернуться к списку новостей Вернуться к списку новостей