Новости компании

Расчет земельного налога при разделении участков. Применение Постановления Правительства Свердловской области № 695-ПП от 07.06.2011

09 июня

Автор: Брызгалин Аркадий Викторович,

генеральный директор Группы компаний «Налоги и финансовое право», кандидат юридических наук

   
Соавтор: Федорова Ольга Сергеевна,

заместитель генерального директора Группы компаний «Налоги и финансовое право» по экономическим проектам

 

 

Организация владеет на праве собственности земельным участком, на котором расположено имущество, принадлежащее администрации округа.

Земельный участок был разделен на два: правообладателем одного участка стала администрация округа, другого – организация.

Участок, принадлежащий организации, был поставлен на кадастровый учет в июле 2010 г. Право собственности на данный участок было зарегистрировано за организацией в августе 2011 года.

Как уже было отмечено выше, обязанность уплачивать земельный налог возникает с момента регистрации за лицом одного из прав (собственности, либо постоянного (бессрочного) пользования, либо пожизненного наследуемого владения) на соответствующий земельный участок, т. е. внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок (см. Постановление Пленума ВАС РФ № 54 от 23.07.2009).

Согласно п. 1 ст. 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование.

В рассматриваемом случае в результате разделения первоначальный участок прекратил свое существование, при этом были образованы новые участки (п. 1 ст. 11.4 ЗК РФ).

По условию запроса право собственности на новый земельный участок, образованный в результате разделения первоначального земельного участка, было зарегистрировано за организацией 16 августа 2011 года.

В соответствии с п. 7 ст. 396 НК РФ в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.

Следовательно, в соответствии со ст. 388, 396 НК РФ организация становится обязанной уплачивать земельный налог по новому земельному участку, образованному в результате разделения первоначального участка, только начиная с сентября 2011 года.

В абз. 2 п. 1 ст. 391 НК РФ предусмотрено специальное правило для расчета налоговой базы по земельным участкам, образованным в течение налогового периода, согласно которому кадастровая стоимость участка берется на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.

В рассматриваемом случае постановка на учет нового земельного участка, видимо, осуществлена в результате разделения собственником его первоначального участка в июле 2010 года, но право собственности на новый участок зарегистрировано им 16.08.2011.

Таким образом, старый участок, принадлежавший предприятию на праве собственности, был разделен на два новых. При этом осуществляется постановка вновь образованных участков на кадастровый учет (изменения в кадастр внесены в 2010 году). В отношении каждого из вновь образованных участков была определена кадастровая стоимость.

В связи с этим правило абз. 2 п. 1 ст. 391 НК РФ подлежит применению в отношении участков, вновь сформированных в течение года для расчета налоговой базы по земельному налогу в 2010 году.

В дальнейшем (за 2011, 2012 гг. и т.д.) при расчете земельного налога по земельному участку должна применяться общая норма абз. 1 п. 1 ст. 391 НК РФ: налоговая база определяется на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В связи с этим для расчета налоговой базы за 2011 год (сентябрь–декабрь) по оставшемуся в собственности предприятия земельному участку, право собственности на который зарегистрировано 16.08.2011, организации необходимо руководствоваться данными кадастровой стоимости участка на 1 января 2011 года.

Обращаем внимание на то, что прекращение права собственности на первоначальный участок (участок до разделения принадлежал полностью организации) признается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок (ст. 388 НК РФ, ст. 131 ГК РФ).

Иными словами, по нашему мнению, в рассматриваемом случае прекращением права собственности на первоначальный земельный участок следует считать внесение изменений в ЕГРП путем регистрации права собственности на вновь образованные земельные участки в результате разделения первоначального участка, а именно 16 августа 2011 года.

Таким образом, в соответствии со ст. 388 НК РФ до даты регистрации права на новый земельный участок организация обязана была уплачивать земельный налог по первоначальному участку (по участку до разделения).

В частности, при определении налоговой базы за 2011 год в отношении такого участка согласно абз. 1 п. 1 ст. 391 НК РФ необходимо руководствоваться его кадастровой стоимостью по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных п. 7 ст. 396 НК РФ (т. е. с января по август 2011 года).

Минфин РФ придерживается данной позиции в своих многочисленных письмах, ссылаясь на п. 1 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 54.

Так, например, в Письме Минфина России от 09.10.2012 № 03-05-05-02/103 финансовое ведомство указывает:

«… налогоплательщиком земельного налога является лицо, которое в реестре указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок».

В 2010 году организация, по нашему мнению, также является обязанной уплачивать земельный налог по первоначальному участку (участку до разделения), и согласно абз. 1 п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база в отношении такого участка определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2010 года.

В ходе устной беседы нам было пояснено, что изъятие земельного участка администрацией округа было осуществлено самовольно, что, полагаем, противоречит порядку изъятия земельного участка для нужд муниципалитета в силу следующего.

В ст. 283 ГК РФ указано:

«В случаях, когда земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, находится во владении и пользовании на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, прекращение этих прав осуществляется применительно к правилам, предусмотренным статьями 279–282 настоящего Кодекса».

Согласно подп. 7 п. 2 ст. 235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся отчуждение имущества в случаях, предусмотренных ст. 282 ГК РФ.

В ст. 282 ГК РФ регламентируется, что если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в п. 3 ст. 279 ГК РФ.

Кроме того, в ст. 63 ЗК РФ указано следующее:

«1. Изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется после:

1) предоставления по желанию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются, земельные участки, равноценных земельных участков;

2) возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках;

3) возмещения в соответствии со статьей 62 настоящего Кодекса в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды.

2. Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков не позднее чем за один год до предстоящего изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков.

Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков до истечения года со дня получения уведомления допускается только с согласия собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков».

Таким образом, по нашему мнению, в рассматриваемом случае может иметь место нарушение порядка изъятия земельного участка у организации-собственника, что предприятие вправе оспорить в судебном порядке.

 

По вопросу правомерности применения значений кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 № 695-ПП

По нашему мнению, правовая неопределенность по вопросу исчисления земельного налога за 2010–2011 гг. на территории Свердловской области действительно имеется, поскольку из содержания Постановления Правительства Свердловской области от 07.06.2011 № 695-ПП (в редакции, действующей до 14.06.2012) следует, что оно распространяется и на 2010 г., т. е. согласно положениям ст. 5 НК РФ имеет обратную силу.

Вместе с тем в своих консультациях мы отмечали, что применение Постановления № 695-ПП в 2010–2011 гг. является налоговым риском и фактически возможность его применения зависит от толкования положений данного нормативного акта судебными инстанциями.

На сегодняшний день, как указано в Постановлении ФАС Уральского округа от 08.06.2012 № А60-36593/2011:

«Изданное Правительством Свердловской области Постановление от 07.06.2011 № 695-ПП об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков прямо не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям и в силу требований ст. 5 НК РФ подлежит применению налогоплательщиком только с 01.01.2012, т. е. с начала налогового периода.

Таким образом, при расчете налогоплательщиком земельного налога за 2010 г. в отношении спорного земельного участка подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная Постановлением правительства Свердловской области от 19.12.2008 № 1347-ПП».

В итоге дело направлено на новое рассмотрение с целью проверки соответствия начисленных сумм налога, пени, штрафа кадастровой стоимости участка, определенной в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 № 1347-ПП. Новое рассмотрение дела в первой инстанции назначено на 19.07.2012, однако фактически результат нового рассмотрения предопределен судом кассационной инстанции, поскольку им сформулирована четкая позиция: Постановление № 695-ПП в 2010 г. не должно было применяться, налог следовало исчислять, используя Постановление № 1347-ПП.

Кроме того, Правительство Свердловской области Постановлением от 14.06.2012 № 648-ПП внесло изменения в Постановление № 695-ПП, исключив из п. 1 слова «по состоянию на 1 января 2010 года».

Как видно, Правительство Свердловской области постаралось изменить формулировки Постановления № 695-ПП, чтобы исключить его трактовку в пользу налогоплательщиков.

Вместе с тем, по нашему мнению, обжалование доначисления земельного налога за 2010–2011 гг. имеет смысл по следующим основаниям.

Во-первых, вопрос придания обратной силы Постановлению Правительства Свердловской области от 07.06.2011 № 695-ПП еще не был рассмотрен в Высшем арбитражном суде. Так что обжалование решения налогового органа о доначислении земельного налога необходимо осуществлять «с прицелом» на рассмотрение дела в Президиуме ВАС РФ.

Кроме того, Постановление ФАС Уральского округа от 08.06.2012 № А60-36593/2011 является пока единственным судебным актом с «негативной» правовой позицией по данному вопросу.

Во-вторых, не ясно, каким образом кадастровая оценка одних и тех же земельных участков по состоянию на определенное число может отличаться от кадастровой оценки этих же земельных участков за предшествующий период.

В этой связи возможно обжалование кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области № 1347-ПП от 19.12.2008, если она действительно серьезно отличается от кадастровой оценки, результаты которой отражены в Постановлении № 695-ПП от 07.06.2011, и от рыночной стоимости данного земельного участка. На возможность обжалования кадастровой стоимости участков обращает внимание Президиум ВАС от 28.06.2011 № 913/11.

В ответе Исх. № 724 от 11.12.2012 на запрос от 05.12.2012 № 1-42-370 нами было отмечено:

«… признание кадастровой стоимости в размере рыночной является ситуацией, порядок налогообложения при которой законодательством не предусмотрен. По нашему мнению, если в 2012 г. судом вынесено решение, устанавливающее кадастровую стоимость в виде рыночной по состоянию на 01.01.2010, то у предприятия имеются основания для перерасчета земельного налога начиная с 2010 г. При этом необходимо иметь в виду, что подобный перерасчет может повлечь за собой налоговый спор, который предприятию придется разрешать в судебном порядке».

Таким образом, мы считаем, что на сегодняшний день имеется ряд оснований для обжалования доначисления земельного налога за 2010–2011 гг. Однако с учетом подхода окружного арбитражного суда, ориентированного на защиту интересов бюджета по вопросам взимания земельных платежей, считаем, что данная ситуация в значительной степени зависит от рассмотрения вопроса в Президиуме ВАС РФ.

Опубликовано по материалам Журнала «Налоги и финансовое право», www.cnfp.ru

https://www.facebook.com/pages/gk.nfp Группа компаний «Налоги и финансовое право»

https://www.facebook.com/arkady.bryzgalin Брызгалин Аркадий Викторович

 

Вернуться к списку новостей Вернуться к списку новостей


Центр консультирования

(343) 375-78-78

Почта: ck@consultant-so.ru

Горячая линия

(343) 355-56-76, 317-85-55

Почта: hotline@consultant-so.ru

 

Личный кабинет

Руководителю

Руководителю

22502 документа

Бухгалтеру

Бухгалтеру

19948 документов

Юристу

Юристу

12954 документа