Новости компании

Применение некоторых таможенных процедур и соответствующее налоговое регулирование

12 марта

Автор: Брызгалин Аркадий Викторович,

генеральный директор Группы компаний «Налоги и финансовое право», кандидат юридических наук

Соавтор: Королева Мария Владиславовна,

ведущий специалист по юридическим вопросам первой категории Группы компаний «Налоги и финансовое право»

 

1. Закрытие паспорта сделки и возврат НДС при частичном отказе от импорта оборудования по соглашению сторон

Российская организация по контракту на поставку товара с иностранной компанией ввозит оборудование с территории иностранного государства. Последние несколько единиц оборудования (частично оплаченные) не будут ввозиться на территорию РФ, поскольку третье лицо по заказу иностранной компании осуществит производство оборудования непосредственно на территории РФ. При этом для российской организации не меняется поставщик (иностранная компания), цена контракта и сроки поставки; изменяется место отправления части оборудования – с территории РФ.

В связи с этим, на наш взгляд, прежде всего, возникает необходимость документального закрепления договоренности об изменении условий поставки оборудования.

В соответствии с п. 1 ст. 510 ГК РФ доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных в договоре условиях. В случаях, когда в договоре не определено, каким видом транспорта или на каких условиях осуществляется доставка, право выбора вида транспорта или определения условий доставки товаров принадлежит поставщику, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота.

Согласно п. 1 ст. 450 ГК РФ изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Из данных норм следует, что стороны вправе изменить договор поставки, в котором определен порядок поставки товара покупателю.

Соглашение об изменении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное (п. 1 ст. 452 ГК РФ).

Таким образом, по нашему мнению, стороны вправе изменить договор, урегулировав иные условия отгрузки и доставки оборудования, при этом соглашение об изменении договора (или дополнительное соглашение к договору) должно быть составлено в той же форме, в какой заключен договор.

В соответствии с положениями п. 1, 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» паспорт сделки оформляется в целях обеспечения учета и отчетности и осуществления валютного контроля по валютным операциям между резидентами и нерезидентами.

Иными словами, паспорт сделки оформляется для контроля за осуществлением валютных операций между иностранными и российскими организациями и, как указано в Постановлениях ФАС МО от 06.03.2009 № КА-А40/1069-09, от 30.12.2008 № КА-А40/12539-08, является производным документом по отношению к внешнеторговому контракту.

Правила оформления паспорта сделки с 01.10.2012 установлены Инструкцией ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением».

До 01.10.2012 паспорт сделки оформлялся согласно Инструкции ЦБ РФ от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».

Исходя из положений п. 5.1, 5.1.1 Инструкции № 138-И и п. 3.1, 3.1.1 Инструкции № 117-И правила оформления паспорта сделки распространяются, в том числе, на внешнеторговые договоры, заключенные между резидентами и нерезидентами, которые предусматривают осуществление валютных операций, связанных с расчетами за ввозимые на таможенную территорию РФ товары.

Следовательно, если по условиям договора между иностранной компанией и российской организацией (покупателем) доставка товара осуществляется не с территории другого государства, а с территории РФ (т.е. импорта товара не происходит), то оформления паспорта сделки не требуется.

Данные нормативные акты не предусматривают случая, когда по условиям контракта часть товара доставляется российскому покупателю из-за границы, а часть – с территории РФ. В такой ситуации паспорт сделки оформляется на всю сумму контракта, которая указывается в паспорте сделки (гр. 5 разд. 3).

В соответствии с п. 8.1, 8.3 Инструкции № 138-И при внесении изменений и (или) дополнений в контракт, которые затрагивают сведения, содержащиеся в оформленном ПС, либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС (за исключением изменения информации о банке ПС), резидент направляет в банк ПС заявление о переоформлении ПС, а также документы и информацию, которые являются основанием внесения изменений в ПС.

Таким образом, при заключении сторонами дополнительного соглашения к контракту или соглашения об изменении контракта паспорт сделки должен быть переоформлен на основании заявления российской организации и соответствующих документов, если эти изменения затрагивают сведения паспорта сделки. Если не меняется цена сделки, дата завершения обязательств по контракту, порядок расчетов и другие сведения паспорта сделки, то его переоформления не требуется.

Основания закрытия паспорта сделки по заявлению резидента предусмотрены п. 7.1 Инструкции № 138-И, в частности:

- при исполнении сторонами всех обязательств по контракту (п. 7.1.2 Инструкции № 138-И);

- при прекращении оснований, требующих в соответствии с Инструкцией № 138-И оформления паспорта сделки, в том числе вследствие внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в контракт (п. 7.1.6 Инструкции № 138-И).

В случае изменения контракта, приводящего к отсутствию необходимости оформления паспорта сделки на часть операций (в данном случае – поставка части оборудования с территории РФ), закрытие паспорта сделки не предусмотрено.

В рассматриваемой ситуации часть оборудования от иностранного поставщика будет поставлена российской организации третьим лицом (российским субподрядчиком) напрямую с территории РФ. То есть будет осуществлена доставка товара по территории РФ, при которой должны быть оформлены соответствующие документы, предусмотренные законодательством РФ. Такими документами, по нашему мнению, должны быть товарная накладная ТОРГ-12, применяемая для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации (постановление Госкомстата России от 25.12.98 № 132), а также транспортные документы в зависимости от вида транспорта.

Инструкция № 138-И не определяет, какие именно документы необходимо представить в подтверждение исполнения сторонами всех обязательств по контракту.

Следовательно, состав таких документов резидент определяет по своему усмотрению.

Декларация на товары в силу п. 1 ст. 181 ТК ТС составляется при помещении товара под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.

Товар, доставляемый покупателю по территории РФ (от места производства до места получения покупателем), под таможенные процедуры не помещается, в том числе в случае, когда его поставщиком является иностранная компания.

Следовательно, в данном случае декларация на товары (ГТД) на часть оборудования, произведенного на территории РФ, не составляется.

Таким образом, по нашему мнению, если в рассматриваемой ситуации изменения к контракту, касающиеся изменения условий поставки, не привели к необходимости переоформления паспорта сделки, то паспорт сделки может быть закрыт после исполнения сторонами обязательств по контракту, в том числе поставки оборудования российским грузоотправителем и представления оформленных им документов (ТОРГ-12, транспортных документов), а также дополнительного соглашения к контракту.

Каким образом в данном случае может быть оформлен возврат таможенного НДС, уплаченного по поставкам, которые не будут осуществлены иностранной компанией?

Возврат излишне уплаченных таможенных пошлин и налогов – как авансовых платежей (п. 1 ст. 73 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС)), так и платежей, идентифицированных в отношении конкретных товаров (ст. 89 ТК ТС), – производится в порядке, установленном гл. 17 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о таможенном регулировании).

Одним из случаев излишней уплаты таможенных пошлин и НДС является, по нашему мнению, уплата пошлин, налогов в отношении поставки товаров, первоначально предусмотренной контрактом, но от которой стороны впоследствии отказались.

Для осуществления возврата необходимо подать заявление по форме, утвержденной Приказом ФТС России от 22.12.2010 № 2520, в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении (п. 1 ст. 147 Федерального закона о таможенном регулировании), не позднее трех лет со дня их уплаты.

К заявлению должны прилагаться документы, перечисленные в п. 2 ст. 147 Федерального закона о таможенном регулировании, в том числе платежный документ, подтверждающий уплату таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату; документы, подтверждающие факт излишней уплаты таможенных пошлин, налогов; иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата (применительно к рассматриваемой ситуации к таким документам, по нашему мнению, может быть отнесено соглашение об изменении внешнеторгового контракта).

При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с таким заявлением (п. 4 ст. 147 Федерального закона о таможенном регулировании).

Возврат излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата по ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период нарушения срока возврата (п. 6 ст. 147 Федерального закона о таможенном регулировании).

Возврат излишне уплаченных ввозных таможенных пошлин по желанию плательщика может производиться на счет плательщика, указанный в заявлении (п. 7 ст. 147), либо в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате ввозных таможенных пошлин (п. 10 ст. 147) или в счет погашения задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов (подп. 1 п. 12 ст. 147).

Таким образом, возврат таможенных пошлин, НДС, уплаченных в счет поставки товара, которая не будет осуществлена, производится таможенным органом на основании заявления плательщика и документов, подтверждающих факт излишней уплаты пошлин и налога.

 

2. Возврат таможенного сбора в случае подачи заявления об отзыве таможенной декларации ввиду технической ошибки

При сбое программного обеспечения, применяемого для оформления и передачи таможенных деклараций, декларация на товары была оформлена неверно и отозвана письмом следующего содержания: «Прошу разрешения отозвать таможенную декларацию №__ в связи со сбоем программного обеспечения, повлекшего технические ошибки при заполнении ДТ».

Таможенный орган на момент обращения декларацию на товары принял и списал таможенный сбор за таможенную операцию.

Имеет ли право предприятие на возврат таможенного сбора?

В соответствии с п. 1 ст. 129 Федерального закона о таможенном регулировании взыскание и возврат таможенных сборов осуществляются в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Федеральным законом для взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

Согласно п. 1 ст. 147 Федерального закона о таможенном регулировании излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов – в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

В силу подп. 2 п. 1 ст. 148 Федерального закона о таможенном регулировании возврат таможенных пошлин, налогов производится также в случае отзыва таможенной декларации.

В то же время п. 3 ст. 129 Федерального закона о таможенном регулировании предусматривает, что в случаях, установленных п. 1 и 2 ч. 1 ст. 148 Федерального закона о таможенном регулировании, возврат таможенных сборов за таможенные операции не производится.

Из перечисленных выше положений, следует, что Федеральный закон о таможенном регулировании предусматривает два случая развития событий вследствие отзыва таможенной декларации.

Рассмотрим эти случаи.

Согласно п. 1 ст. 127 Федерального закона о таможенном регулировании таможенные сборы за таможенные операции должны быть уплачены одновременно с подачей таможенной декларации.

ФАС Уральского округа в Постановлении от 10.03.2010 № Ф09-1342/10-С1 (Определением ВАС РФ от 22.09.2010 № 9114/10 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ) пришел к выводу, что:

«…обязанность по уплате вывозной таможенной пошлины связана с совершением декларантом действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, а в случае совершения декларантом до фактического вывоза товаров действий, свидетельствующих об отказе от намерения на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, такая обязанность (по уплате вывозной таможенной пошлины) должна считаться прекращенной, а фактически уплаченная пошлина должна рассматриваться как излишне уплаченная и подлежащая возврату по заявлению плательщика.

Следовательно, таможенные пошлины, уплаченные обществом, подлежат возврату на основании поданного им заявления об отзыве таможенной декларации».

Таким образом, судебная практика показывает, что в случае, если декларант отзывает таможенную декларацию в связи с отказом получателя товара от исполнения внешнеторгового контракта (отказ от намерения вывезти товар с таможенной территории РФ до фактического вывоза товара), уплаченная пошлина рассматривается как излишне уплаченная и подлежит возврату на основании ст. 147, подп. 2 п. 1 ст. 148 Федерального закона о таможенном регулировании.

Что касается таможенных сборов за таможенные операции, которые в соответствии с требованием п. 1 ст. 127 Федерального закона о таможенном регулировании уплачиваются одновременно с подачей таможенной декларации, они при отзыве таможенной декларации возврату не подлежат (п. 3 ст. 129 Федерального закона о таможенном регулировании).

Об этом свидетельствует судебная арбитражная практика.

Так, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 18.06.2009 № А52-4680/2008 указано, что:

«…Если представленная таможенная декларация считается не поданной и если поданная таможенная декларация отозвана, возврат таможенных сборов за таможенное оформление не производится».

Исходя из условий запроса, таможенная декларация была отозвана предприятием в связи со сбоем программного обеспечения, повлекшего технические ошибки при заполнении декларации на товары.

В данном случае, учитывая сложившуюся судебную практику, а также причину отзыва декларации (техническая ошибка; отказа от намерения вывезти товар с таможенной территории РФ нет), предприятие не имеет права на возврат таможенного сбора.

В заключение хотелось бы обратить внимание на следующее.

На сегодняшний день сложилась судебная арбитражная практика, которая сводится к тому, что если корректировка сведений в таможенной декларации была направлена на исправление технической ошибки в сведениях, которые не повлияли на величину сборов за таможенное оформление, то декларант вправе вернуть сумму таможенного сбора.

Так, ФАС Поволжского округа в Постановлении от 16.03.2010 № А65-19962/2009 пришел к выводу, что:

«…излишне уплаченная сумма сбора образовалась не вследствие отзыва ГТД, а в результате неверного исчисления таможенной стоимости товара (явившейся базой для определения суммы таможенного сбора), явившегося результатом технической ошибки при заполнении ГТД».

Аналогичная позиция изложена в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 29.09.2010 № А46-647/2010.

При этом в перечисленных выше Постановлениях суд рассматривал ситуацию, когда декларант обращался в таможенные органы с заявлением о корректировке таможенной декларации, а не с заявлением об отзыве декларации.

Поэтому, при наличии судебной практики, мы полагаем, что в случае подачи предприятием заявления о корректировке таможенной декларации (незаявления об отзыве таможенной декларации) в связи со сбоем программного обеспечения, повлекшим технические ошибки (например, неверное исчисление таможенной стоимости товара, явившейся базой для определения суммы таможенного сбора), у предприятия будут все основания для возврата излишне уплаченного таможенного сбора.

Опубликовано по материалам журнала «Налоги и финансовое право», www.cnfp.ru

Вернуться к списку новостей Вернуться к списку новостей


Центр консультирования

(343) 375-78-78

Почта: ck@consultant-so.ru

Горячая линия

(343) 355-56-76, 317-85-55

Почта: hotline@consultant-so.ru

 

Личный кабинет

Руководителю

Руководителю

22471 документ

Бухгалтеру

Бухгалтеру

19903 документа

Юристу

Юристу

12895 документов