Новости компании

Преимущества досудебного урегулирования налоговых споров

11 сентября

Информация предоставлена отделом по работе с налогоплательщиками

и СМИ Управления ФНС России по Свердловской области

В России уже имеется опыт досудебного разрешения налоговых споров. В частности, институт обязательного досудебного урегулирования налоговых споров по решениям налоговых проверок появился в 2009 году.

Подразделения досудебного налогового аудита в налоговых органах, осуществляя рассмотрение заявлений, жалоб налогоплательщиков, оценивают обжалуемые действия (бездействия) должностных лиц или акты налоговых органов ненормативного характера на предмет законности и обоснованности.

При этом система досудебного аудита является достаточно независимой и объективной и не допускает формального, поверхностного рассмотрения жалоб, поскольку при их рассмотрении учитывается сложившаяся судебная практика, как в регионе, так и в целом по России. Особое внимание уделяется Постановлениям Высшего Арбитражного Суда РФ по налоговым спорам.

По каждому случаю нарушения прав налогоплательщика принимаются меры, направленные на исключение подобных случаев в дальнейшем. Тем самым досудебный аудит обеспечивает постоянное совершенствование в работе налоговых органов.

Процедура досудебного урегулирования налоговых споров имеет для налогоплательщиков ряд преимуществ:

1. Предусмотрен упрощенный порядок подачи апелляционной жалобы. Жалоба подается в налоговый орган по месту налогового учета налогоплательщика.

2. Жалобы рассматриваются вышестоящим налоговым органом намного быстрее, чем при проведении судебной процедуры.

Рассмотрение жалобы в административном порядке осуществляется по общему правилу в течение одного месяца со дня ее получения (п. 3 ст. 140 НК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 152 АПК РФ срок рассмотрения судебного дела составляет три месяца со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и на принятие решения по делу.

На практике, налоговый спор в арбитражном суде может затянуться на срок более года, в то время как статья 140 Налогового кодекса РФ предусматривает продление месячного срока рассмотрения жалобы в подразделении налогового аудита не более чем на 15 дней.

3. По сравнению с судебным разбирательством – это безвозмездный способ урегулирования спора. Так, рассмотрение жалобы в административном порядке осуществляется бесплатно, а по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, уплачивается государственная пошлина. П.п. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ предусмотрено, что при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными установлена госпошлина: для физических лиц – 200 руб., для организаций – 2000 руб.

4. Подача апелляционной жалобы автоматически приостанавливает исполнение решения о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) до момента принятия решения по жалобе вышестоящим налоговым органом.

5. Конфиденциальность рассмотрения споров в досудебном порядке позволяет сохранить деловую репутацию налогоплательщика.

6. Подразделения досудебного налогового аудита, руководствуясь п. 3 ст. 31 НК РФ, ст. 9 Закона РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случаях несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах вне зависимости от наличия жалоб налогоплательщиков.

7. Налогоплательщик, признав факт нарушения им налогового законодательства, в ходе рассмотрения жалобы в досудебном порядке имеет возможность, без прохождения длительной процедуры обжалования решения в судебном порядке, при наличии достаточных оснований реализовать свое право, предоставленное Налоговым Кодексом, на смягчение налоговой ответственности путем уменьшения штрафных санкций.

8. Еще одним преимуществом досудебного урегулирования налоговых споров является то, что деятельность подразделений досудебного аудита направлена на обеспечение единого подхода при проведении контрольных мероприятий, рассмотрении материалов налоговых проверок.

В целом, в результате деятельности подразделений досудебного аудита достигается снижение количества налоговых споров, рассматриваемых в арбитражных судах, организовывается надлежащее реагирование на ведомственные нарушения, выявленные в ходе урегулирования налоговых споров, сокращается повторяемость обжалуемых доначислений.

9. Решения вышестоящего налогового органа исполняются быстрее, чем судебные акты.

В целях создания благоприятных условий для налогоплательщиков по урегулированию споров без обращения в суд, обеспечения последовательности досудебной и судебной стадий разрешения налоговых споров, порядок досудебного рассмотрения споров требует своего развития.

Министерством финансов РФ согласован законопроект, предполагающий внесение изменений в Налоговый Кодекс РФ.

Основные предложения касаются процедуры урегулирования налоговых споров.

1. Обязательное досудебное обжалование всех ненормативных актов налогового органа, действий или бездействий их должностных лиц.

Такая практика позволит ускорить разрешение всех налоговых споров, существенно разгрузить суды, минимизировать расходы налогоплательщиков на урегулирование налоговых конфликтов, оперативно устранять нарушения, которые допускаются налоговыми органами, и восстанавливать нарушенные права налогоплательщиков.

2. Изменение сроков обжалования налогоплательщиками решений о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), действий и бездействий налоговых органов.

Сроки обжалования налогоплательщиками на сегодняшний день различаются в зависимости от категории жалобы.

Для обжалования не вступивших в законную силу решений о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности) законопроектом предлагается увеличение срока на подачу апелляционной жалобы с 10 дней до одного месяца (срок рассмотрения жалобы – также 1 месяц).

Для обжалования других актов налогового органа ненормативного характера, действий и бездействий, предлагается предоставить возможность урегулирования споров в досудебном порядке в течение года, установив при этом сокращенный срок рассмотрения таких споров – 15 дней.

Категория жалоб, на которые на сегодняшний день не распространяется досудебный порядок обжалования, носят характер устранения неточностей и ошибок. С целью оперативного разрешения налоговых споров по данным категориям жалоб и предлагается сократить срок для рассмотрения жалоб с одного месяца до 15 дней.

3. Возможность кассационного обжалования в Федеральную налоговую службу РФ решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности, вступивших в силу.

Законопроектом предлагается ввести особую инстанцию обжалования – ФНС России только для решений, принятых по результатам камеральных и выездных налоговых проверок. Это приведет к единообразному подходу налоговыми органами в целом по России к вопросам оценки доказательственной базы, ее достаточности.

Подача жалобы в ФНС России не будет исключать право на подачу заявления в суд, а станет основанием для приостановления рассмотрения аналогичного спора в арбитражном суде.

4. Формализация жалоб и решений по ним.

Для упрощения процедуры подачи, рассмотрения и принятия решения по жалобе предлагается закрепить в НК РФ требования к структуре и содержанию жалобы, общие для всех видов жалоб.

С целью дальнейшего совершенствования процедуры досудебного рассмотрения споров, автоматизации процесса подготовки документов (решений), их анализа также предлагается определить в НК РФ основные требования к решению по жалобе. Предлагается ввести правило оценки дополнительных документов при подаче апелляционной жалобы, а бремя доказывания невозможности представления таких доказательств налоговому органу при вынесении решения возложить на налогоплательщика. Это будет стимулировать налогоплательщика представлять все документы, подтверждающие его позицию, на этапе вынесения решения по налоговой проверке.

5. Особенности процедуры рассмотрения жалоб.

В законопроекте предлагается предусмотреть два условия, при которых необходимо приглашать налогоплательщика на рассмотрение жалобы, – в случаях представления дополнительных документов, которые необходимо оценить вышестоящему налоговому органу, а так же в случаях возникновения споров в отношении расчетов и т.п.

Процедура должна инициироваться по ходатайству налогоплательщика. Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что налоговым органом допущены ошибки и что отраженные в его решении данные не соответствуют фактическим обстоятельствам, он вправе пригласить лицо, подавшее жалобу, для разрешения фактических обстоятельств. По результатам такой процедуры налогоплательщик вправе отозвать жалобу. Выясненные обстоятельства налоговый орган учтет при принятии решения по жалобе.

Конечно, рано судить будут ли в полном объеме реализованы предложения законопроекта, однако, с уверенностью можно сказать, что его целью является возможность оперативно и самостоятельно восстанавливать нарушенные права и законные интересы налогоплательщиков.

 

Вернуться к списку новостей Вернуться к списку новостей


Центр консультирования

(343) 375-78-78

Почта: ck@consultant-so.ru

Горячая линия

(343) 355-56-76, 317-85-55

Почта: hotline@consultant-so.ru

 

Личный кабинет

Руководителю

Руководителю

22502 документа

Бухгалтеру

Бухгалтеру

19948 документов

Юристу

Юристу

12954 документа