Новости компании

Переход на электронные торги: процедура открытого электронного аукциона

10 октября

 

22 сентября наша компания провела семинар на тему «Переход на электронные торги: процедура открытого электронного аукциона». О функциях и полномочиях заказчика, участников размещения заказа, аукционной комиссии, об основных этапах электронного аукциона, а также об изменении законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд рассказала Быкова Елена Владимировна, заместитель начальника отдела контроля за размещением заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области. Представляем вниманию наших читателей подборку ответов на вопросы, заданные участниками семинара.

 

Вопрос. Являются ли одноименными услуги по профессиональному обучению по профессии А и по профессии Б?

Ответ. Согласно ч.6.1 ст.10 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) под одноименными понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.

Номенклатура товаров, работ, услуг утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 07.06.2011 № 273, вступившим в силу 09 августа 2011 года. Указанная номенклатура включает в себя группу товаров под кодом 8040000 – услуги в области непрерывного образования для взрослых, под который попадает профессиональное обучение как по профессии А, так и по профессии Б, в связи с чем указанные услуги являются одноименными.

Вопрос. Учитывается ли проведенный конкурс для субъектов малого предпринимательства в объеме заказов, размещенных среди субъектов малого предпринимательства, если контракт по итогам данного размещения заказа заключен не был в связи с отсутствием заявок на участие в конкурсе?

Ответ. В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о размещении заказов заказчики, за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказов являются данные субъекты.

При этом, согласно ч.6 ст.15 Закона о размещении заказов в случае, если торги признаются несостоявшимися и не подана ни одна заявка или заявка, поданная единственным участником размещения заказа, являющимся субъектом малого предпринимательства, не соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией, документацией об аукционе, в том числе документацией об открытом аукционе в электронной форме, повторные торги, участниками которых являются субъекты малого предпринимательства, не проводятся и объем товаров, работ, услуг, на поставку, выполнение, оказание которых проводились такие торги, учитывается в общем годовом объеме.

Вопрос. Можно ли установить в проекте контракта выплату аванса в размере 30%?

Ответ. В соответствии с п. 4.2 ч. 4 ст. 22, ч. 4 ст. 34, п. 8 ч. 4 ст. 41.6, п. 10 ст. 43 Закона о размещении заказов конкурсная документация, документация об аукционе, извещение о проведении запроса котировок должны содержать сведения о форме, сроках и порядке оплаты товаров, работ, услуг. Контракт по итогам торгов, запроса котировок в соответствии с Законом о размещении заказов заключается на условиях, предусмотренных документацией и извещением о проведении запроса котировок, и, следовательно, проект контракта должен содержать сведения о сроках и порядке оплаты контракта. При этом порядок оплаты контракта не должен допускать двояких толкований если заказчик предусматривает выплату аванса, то в документации должно быть определено, что выплачивается аванс и точный показатель размера данного аванса.

Возможность выплаты аванса и предельные размеры авансов для получателей средств федерального бюджета установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1181 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».

Таким образом, заказчик вправе при определении порядка оплаты контракта установить выплату аванса в размере 30%, как конкретный показатель, не используя слова «возможна выплата», «в размере до» и т.д.

Вопрос. Планируется ли введение электронных торгов для хозяйствующих субъектов с долей государственного участия более 50% в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ?

Ответ. С 01 января 2012 года вступает в силу Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках). Этот Закон о закупках регулирует закупку товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов, а равно дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным выше субъектам. Закупка товаров, работ, услуг будет осуществляться на основании положения о закупках, утверждаемого в установленном Законом о закупках порядке, предусматривающего способы закупки товаров, работ и услуг. Таким образом, субъектами изначально самостоятельно может быть определен в качестве одного из способов размещения заказа аукцион в электронной форме.

Кроме того, Закон о закупках предусматривает возможность установления Правительством Российской Федерации перечня товаров, работ, услуг, закупка которых должна осуществляться путем проведения аукционов в электронной форме. На данный момент такой перечень Правительством Российской Федерации не утвержден.

Вопрос. В каком случае участник размещения заказа может указать в первой части заявки только согласие и его будет достаточно, чтобы допустить участника, и в каком случае участнику необходимо указывать конкретные показатели применительно к поставке товара?

Ответ. Для определения требований, предъявляемых заказчиком к составу первой части заявки на участие в аукционе, участнику необходимо ознакомиться с положениями документации об аукционе, в которой согласно требованиям п.1 ч.3 ст.41.6 Закона о размещении заказов заказчик устанавливает требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе.

При этом одного согласия в составе первой части заявки на участие в аукционе будет достаточно при наличии в документации об аукционе указания на товарный знак поставляемого товара, сопровождающегося словами «или эквивалент» и показателями эквивалентности, и согласии участника размещения заказа поставить не эквивалент, а товар с товарным знаком, отраженным в документации. В остальных случаях участник, помимо указания на товарный знак товара (при его наличии), предлагаемого к поставке, должен будет отразить конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным документацией.

Вопрос. Можно ли провести запрос котировок, аукцион и заключить договор до 100 000 рублей на поставку (выполнение, оказание) одноименных товаров, работ, услуг в течение одного квартала?

Ответ. Закон о размещении заказов предусматривает возможность размещения заказа как путем проведения торгов, запроса котировок, так и путем размещения заказа у единственного поставщика. При этом применительно к запросу котировок и размещению заказа у единственного поставщика на основании п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов содержатся определенные ограничения в части возможности размещения заказа в течение квартала на поставку (выполнение, оказание) одноименных товаров (работ, услуг) на суммы, превышающие предельные значения, установленные Законом о размещении заказов. Так, для запроса котировок предельная сумма составляет 500 000 рублей, для п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов – 100 000 рублей. При соблюдении указанных ограничений заказчик вправе в течение одного квартала осуществлять размещение заказа на поставку (выполнение, оказание) одноименных товаров (работ, услуг) путем аукциона, запроса котировок и путем размещения заказа у единственного поставщика по п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов.

Вопрос. Как определяется одноименный товар, если данный товар не включен в ОКВЭД?

Ответ. Номенклатура товаров, работ, услуг, утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 07.06.2011 № 273, вступившим в силу 09 августа 2011 года. Для определения одноименности товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой необходимо руководствоваться как Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93, так и непосредственно самой номенклатурой, включающей в себя все виды товаров, работ, услуг. Если же определенный товар, работа, услуга все-таки отсутствует в номенклатуре, необходимо исходить из того, что указанный товар, работа, услуга не является одноименной с иными товарами, работами, услугами.

Вопрос. Если организация по соглашению с заказчиком подготовила сметы, имеет ли она право участвовать в торгах, объявленных заказчиком по данной смете?

Ответ. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в статье 17 «Антимонопольные требования к торгам» содержит запрет на создание участнику торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации. Учитывая положения указанной статьи, участие лица, составившего смету, не будет являться нарушением законодательства при условии доведения положений указанной сметы до всех участников размещения заказа путем ее включения в состав документации об аукционе.

Вопрос. Необходимо ли уведомлять контролирующий орган о заключении договора по п. 5 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов, в случае если цена договора не превышает 100 000 рублей?

Ответ. Часть 2 статьи 55 Закона о размещении заказов содержит исчерпывающий перечень случаев, при которых размещение заказа осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), в том числе:

- п. 5 в случае, если возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. При этом заказчик в срок не позднее одного рабочего дня со дня заключения контракта обязан уведомить уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд федерального бюджетного учреждения), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации или для нужд муниципального образования, нужд бюджетного учреждения субъекта Российской Федерации или нужд муниципального бюджетного учреждения);

- п. 14, если осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке; при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами. В соответствии с Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 20 июня 2007 года № 1843-У предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке составляет 100 000 рублей.

Таким образом, заказчик самостоятельно определяет, на основании какого пункта он осуществляет размещение заказа у единственного поставщика — п. 5 или п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов. При размещении заказа на основании п.14 ч.2 ст.55 Закона о размещении заказов на сумму до 100 000 рублей, в том числе при наличии обстоятельств, предусмотренных п. 5 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов, уведомление контролирующего органа не требуется. При размещении же заказа на основании п. 5 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов заказчик обязан направить уведомление в контролирующий орган вне зависимости от цены контракта.

Вопрос. Имеет ли право заказчик требовать свидетельство о членстве в саморегулируемой организации на отдельные виды работ или обязан требовать свидетельство о членстве в саморегулируемой организации на генподряд?

Ответ. В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов заказчиком в документации об аукционе должно быть установлено требование к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, в том числе требование к документу, подтверждающему соответствие участника размещения заказа требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом торгов.

Согласно ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее – лицо, осуществляющее строительство), организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства (далее – строительные работы), обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Таким образом, при размещении заказа на строительство (реконструкцию) объекта, для которого требуется выдача разрешения на строительство, в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации заказчик вправе предъявить требование о предоставлении свидетельства о членстве в саморегулируемой организации на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) с указанием вида строительства согласно п. 33 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 года №624.

Вопрос. Имеет ли право заказчик объединять в один аукцион несколько видов работ, связанных между собой?

Ответ. При определении предмета аукциона заказчик обязан соблюдать ограничения, установленные ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части недопустимости объединения в один лот товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с предметом торгов, а равно ч. 3 ст. 41.6 и ч. 3.1 ст. 34 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в части недопустимости установления требований к товарам, работам, услугам, ограничивающим количество участников размещения заказа.

Так, например, товарные рынки строительных работ и работ по монтажу охранной, пожарной сигнализации являются самостоятельными рынками. Указанные работы выполняются хозяйствующими субъектами, к деятельности которых предъявляются различные требования: для выполнения строительных работ — наличие свидетельства о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией; для оказания услуг по монтажу охранной, пожарной сигнализации — наличие действующей лицензии на право осуществления деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. По общему правилу, в целях недопущения ограничения количества участников размещения заказа, указанные работы должны быть выделены в разные лоты. Вместе с тем, допускается включение в один лот со строительными работами иных работ и услуг, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, и которые могут выполняться (оказываться) посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией, при условии отсутствия в документации требования о выполнении таких работ или услуг лицом, осуществляющим строительство, лично, а, следовательно, при отсутствии в документации требования о предоставлении в составе заявки копий соответствующих лицензий.

Таким образом, допускается объединение в один лот работ, технологически и функционально связанных с предметом торгов, при условии недопустимости включения требований к данным, ограничивающим количество участников размещения заказа.

Вопрос. В требованиях к товару что считать конкретными показателями: диапазон или конкретное число?

Ответ. В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов заказчик в документации об аукционе должен установить требования к качеству, техническим характеристикам товара, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.

При этом заказчик самостоятельно определяет, что для него будет являться конкретным показателем: если конкретным показателем будет являться диапазон, который должен поддерживать товар, то перед диапазоном должно быть указано, что данный показатель не может изменяться; в случае если диапазон установлен как минимальное и максимальное значение, а не как показатель, значения которого не могут изменяться, то участник размещения заказа при указании в заявке характеристик товара в случаях, предусмотренных Законом о размещении заказов, должен указать конкретный показатель, то есть конкретное число.

Кроме того, инструкция по заполнению первой части заявки должна содержать информацию о том, по какому показателю участником указывается конкретное число, а по какому показателю должен быть отражен диапазон в рамках вилочного значения определенного заказчиком.

Вопрос. Могут ли в состав комиссии могут входить лица, не являющиеся работниками заказчика?

Ответ. Статья 7 Закона о размещении заказов, содержащая требования к членам комиссии, не предусматривает в качестве обязательного требования наличие трудовых правоотношений между заказчиком и членом комиссии.

Вместе с тем, при формировании состава комиссии заказчику необходимо учитывать требования ч. 4 ст. 7 Закона о размещении заказов, в соответствии с которой членами комиссии не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах размещения заказа (в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок либо состоящие в штате организаций, подавших указанные заявки), либо физические лица, на которых способны оказывать влияние участники размещения заказа (в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами участников размещения заказа), а также непосредственно осуществляющие контроль в сфере размещения заказов должностные лица уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления.

 

Вернуться к списку новостей Вернуться к списку новостей


Центр консультирования

(343) 375-78-78

Почта: ck@consultant-so.ru

Горячая линия

(343) 355-56-76, 317-85-55

Почта: hotline@consultant-so.ru

 

Личный кабинет

Руководителю

Руководителю

22502 документа

Бухгалтеру

Бухгалтеру

19948 документов

Юристу

Юристу

12954 документа