Бухгалтеру

Как подсчитать количество транспортных средств в целях применения ЕНВД при оказании услуг перевозки?

25 октября

Название документа:

Письмо Минфина России от 10.10.2012 N 03-11-11/302

Комментарий:

В соответствии с подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ перевозка пассажиров и грузов организациями и предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения или распоряжения) не более 20 транспортных средств, может облагаться ЕНВД. На практике у налогоплательщиков возникает вопрос: учитываются ли при определении количества автомобилей транспортные средства, временно не используемые для оказания услуг перевозки, например находящиеся в ремонте?

В рассматриваемом Письме Минфин России разъяснил, что в целях ЕНВД под количеством имеющихся на праве собственности или ином праве транспортных средств следует понимать количество транспортных средств, предназначенных для оказания платных услуг по перевозке пассажиров и грузов. При этом учитываются все транспортные средства независимо от их эксплуатационного состояния. Аналогичная позиция уже высказывалась финансовым ведомством (см. Письма от 09.10.2012 N 03-11-11/294, от 20.09.2012 N 03-11-09/74, от 04.10.2011 N 03-11-06/3/108).

Данная точка зрения подтверждается судебной практикой (см., например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.06.2012 N А74-1020/2010, ФАС Северо-Западного округа от 18.04.2012 N А42-4511/2011, ФАС Уральского округа от 19.06.2012 N А50П-843/2011, ФАС Центрального округа от 18.02.2009 N А62-5255/2007).

Кроме того, Конституционный Суд в Определении от 25.02.2010 N 295-О-О указал, что применение ЕНВД в отношении данной деятельности связывается законодателем не с эксплуатацией транспортных средств, а с правом собственности или иным правом на транспортные средства. Это необходимо для облегчения подсчета транспортных средств и оптимизации налогового контроля в данной сфере.

В то же время существует Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.09.2009 N А31-5652/2008, в котором содержится иной вывод: при определении количества транспортных средств учитываются только те, которые находятся в исправном состоянии. Ведь именно в этом случае они смогут приносить потенциально возможный доход. При этом суд учел, что в рассматриваемый период в отношении автотранспортных услуг по перевозке как грузов, так и пассажиров был установлен физический показатель "количество транспортных средств, используемых для перевозки" (п. 3 ст. 346.29 НК РФ). Следует отметить, что в действующей редакции данного пункта в отношении перевозки пассажиров установлен иной физический показатель — количество посадочных мест.

Кроме того, в комментируемом Письме Минфин России затронул и другую проблему, касающуюся определения количества транспортных средств. Так, по мнению ведомства, автомобили, переданные налогоплательщиком в аренду, учитывать не нужно. Аналогичная точка зрения высказана и в указанных выше Письмах.

Однако и по этому вопросу существует противоречивая судебная практика. Например, ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 02.10.2008 N А67-1332/2008 признал правомерным исключение из общего количества транспортных средств автомобилей, переданных в аренду. А в Постановлении от 14.06.2012 N А74-1020/2010 ФАС Восточно-Сибирского округа сделал обратный вывод.

Таким образом, вопрос определения количества транспортных средств в целях применения ЕНВД в отношении перевозки пассажиров и грузов является спорным. Для минимизации вероятности возникновения споров с контролирующими органами рекомендуется следовать разъяснениям Минфина России.

Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс» и предоставлен компанией «КонсультантПлюс Свердловская область» — информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Екатеринбурге и Свердловской области

 

Вернуться к списку новостей Вернуться к списку новостей


Центр консультирования

(343) 375-78-78

Почта: ck@consultant-so.ru

Горячая линия

(343) 355-56-76, 317-85-55

Почта: hotline@consultant-so.ru

 

Личный кабинет

Рекомендуемые системы:

Бухгалтеру (комплект Базовый)

Бухгалтеру (комплект ПРОФ)

А собственно зачем мне это?