Бухгалтеру

Можно ли учесть представительские расходы, если нет сметы?

08 апреля

Название документа:

Письмо Минфина России от 22.03.2010 N 03-03-06/4/26

Комментарий:

Предпринимательская деятельность не обходится без проведения деловых встреч с клиентами и покупателями. Поскольку переговоры могут продолжаться от нескольких часов до нескольких дней, принимающая сторона зачастую организует питание участников официальной встречи.

В рассматриваемом Письме Минфин России разъяснил, что затраты на их питание можно включить в представительские расходы в соответствии с пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ. Согласно данной норме учитываются расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества. При этом п. 2 ст. 264 НК РФ уточняет, что к представительским расходам относятся затраты на проведение завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия для участников переговоров. Следует отметить, что такие расходы нормируются: их размер не должен превышать четырех процентов от расходов налогоплательщика на оплату труда за отчетный или налоговый период. Представительские расходы можно подтвердить, в частности, следующими документами: приказом руководителя организации об осуществлении расходов на официальный прием; отчетом, в котором должны быть указаны цель проведенных мероприятий и их результаты, сумма понесенных затрат; первичными документами. В данный перечень также включена смета представительских расходов. Аналогичный список приводился ранее в Письме Минфина России от 13.11.2007 N 03-03-06/1/807.

Несмотря на то что перечень подтверждающих документов является примерным, инспекции нередко отказывают налогоплательщикам в учете представительских расходов при отсутствии какого-либо документа, например сметы. Такая позиция нашла отражение в Письме УФНС России по г. Москве от 12.04.2007 N 20-12/034115, в котором указано, что представительские расходы подтверждаются только всеми вышеперечисленными документами.

Однако с таким подходом контролирующих органов не следует соглашаться. Смета представительских расходов не является обязательным документом, подтверждающим затраты налогоплательщика в целях налога на прибыль. В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ документально подтвержденными расходами являются затраты, подтвержденные документами, которые оформлены согласно требованиям российского законодательства. При этом ни пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ, ни п. 2 данной статьи не устанавливают какого-либо перечня документов, необходимых для подтверждения представительских расходов. Следовательно, такие расходы можно подтвердить любыми иными документами, помимо сметы. Аналогичный подход отражен также в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 14.01.2008 N А56-338/2007, от 14.08.2007 N А56-3739/2006 (Определением ВАС РФ от 20.02.2008 N 16343/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ). Дополнительные материалы по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.

Таким образом, смета не является обязательным документом, подтверждающим представительские расходы. Тем не менее во избежание споров с налоговыми органами составить указанный документ все же рекомендуется.

 

Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс» и предоставлен компанией «КонсультантПлюс Свердловская область» — информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Екатеринбурге и Свердловской области

Вернуться к списку новостей Вернуться к списку новостей


Центр консультирования

(343) 375-78-78

Почта: ck@consultant-so.ru

Горячая линия

(343) 355-56-76, 317-85-55

Почта: hotline@consultant-so.ru

 

Личный кабинет

Рекомендуемые системы:

Бухгалтеру (комплект Базовый)

Бухгалтеру (комплект ПРОФ)

А собственно зачем мне это?