Новости компании

Как зарождалось образование на Урале

08 сентября

По материалам редакции журнала «Консультант Свердловская область».

Система образования на Урале, как и во всей России, получила свое развитие в Петровскую эпоху – до этого периода обучение велось частным образом, на дому, либо при духовных заведениях. Первые учебные заведения появились в Екатеринбурге и его окрестностях практически с момента зарождения города. Во многом этому поспособствовала деятельность Петра I, который энергично занялся просвещением России.

Однако, несмотря на целенаправленную образовательную политику императора, самые первые школы на Урале возникли стихийно, будучи организованными шведами, попавшими в плен во время Северной войны (1700–1721). Разбиравшиеся в горном деле пленники поселились в Алапаевске, на Уктусе и в Туринске. В последнем шведами по согласованию с властями была создана школа для обучения местных детей арифметике, немецкому языку и искусствам. Но, когда в 1721 г. был заключен Ништадтский мир, большая часть шведов уехала на родину, а их школы исчезли.

На смену им государством были практически сразу же учреждены казенные образовательные учреждения. В соответствии со спецификой региона, это были горнозаводские школы, положившие начало развитию российского профессионально-технического образования. Первоначально они возникли на Олонецких заводах в Карелии, однако довольно скоро стала очевидна необходимость в подготовке в стране квалифицированных кадров в непосредственной близости к промышленному центру. По инициативе В. Н. Татищева уже в 1721 г. на Урале были созданы казенные школы при Кунгурском (арифметическая) и Уктусском (арифметическая и словесная) заводах, а вскоре также в Алапаевске (словесная). К 1937 г. школы имелись практически при каждом крупном уральском заводе.

Прием на обучение был открыт для детей от семи лет и был бесплатным, что делало его доступным для всех слоев населения – и это тогда, когда бесплатных школ не было даже в Санкт-Петербурге. Более того, учащимся из небогатых семей оказывалась материальная помощь: выдавались ржаная мука и деньги на одежду и обувь. Размер «жалованья» варьировался также от сложности изучаемых наук, и за обучение чертежам и рисованию платили в два раза больше, чем за обучение словесным наукам. Однако это были весьма небольшие средства, и просуществовать на них было сложно, особенно если школьники из различных поселений Урала были вынуждены учиться в Екатеринбурге в отрыве от семьи. Тяжесть материального положения вкупе с применявшимися физическими наказаниями вызывали у учеников негативное отношение к обучению и заставляли воспринимать школу в первую очередь как повинность.

Первоначально дети обучались грамоте и арифметике, после чего начиналась профессиональная подготовка: изучение руд, механики, архитектуры, различных ремесел. Само горное дело изучалось учениками непосредственно на заводах на специальных ученических местах.

В Екатеринбурге первая школа появилась в 1724 г., и притом сразу повышенного типа. В ней обучалось порядка 100 человек, а В. Н. Татищев передал в нее личную библиотеку, собранную в многочисленных путешествиях по Европе, из 600 томов. Образование в будущей столице Урала развивалось стремительно, и уже через год в городе действовало 5 школ: словесная (грамота, чтение), арифметическая (основы арифметики и геометрии), немецкая (немецкий язык вкупе с физикой, механикой и техникой), латинская (латинский язык, основы истории и географии) и знаменованная (черчение и рисование). Во всех школах велось обучение ремеслам: токарному, столярному, гранильному и др. С 1736 г. в них вводилось параллельное обучение, когда ученики одной школы посещали одновременно еще одну. Со временем, в 1786 г., они были преобразованы в единую 3-классную Екатеринбургскую горную школу с 300 учащимися. Обучение в ней велось на высоком уровне, и многие из ее выпускников смогли выбиться в люди (например, ее окончил изобретатель И. И. Ползунов).

В целом образование в Петровскую эпоху носило ярко выраженный практический характер и преследовало сугубо профессиональные цели. В силу этого учебные заведения были ведомственными и находились непосредственно в подчинении у горного начальства (изначально Екатеринбургской заводской конторы, затем Сибирского обербергамта, Канцелярии главного заводов правления сибирских и казанских заводов). Единой образовательной системы с четкой структурой не существовало.

Во второй половине XVIII в. в промышленности Урала наблюдался некоторый спад, и горнозаводские школы, завязанные на производство, также пришли в упадок. При казенных заводах сохранились лишь екатеринбургские горные школы. Екатеринбургская горная школа была преобразована в малое народное училище – начальное учебное заведение для непривилегированных сословий, в котором изучались чтение, письмо, грамматика, чистописание, арифметика, катехизис, «священная» история, рисование, геометрия и черчение. Материально содержание училищ было возложено на приказы общественного призрения, обладавшие довольно скудными финансами, а управление ими – на губернаторов, и без того загруженных государственными обязанностями. Качество обучения снижалось, вместе с ним падало и число учеников: в 1810–1812 гг. их было 69, в 1829 г. – 41. В целом на Урале в начале XIX в. функционировало лишь 9 казенных горнозаводских школ и 3 частных.

СПРАВКА. Приказы общественного призрения – учрежденные Екатериной II губернские учреждения, заведовавшие народными школами, госпиталями, приютами для больных и умалишенных, больницами, богадельнями и тюрьмами.

В первой четверти XIX в. в Екатеринбурге, при Богословском и Гороблагодатском заводах были открыты окружные горные училища, в которых могли обучаться лучшие выпускники заводских школ. В 1847 г. была утверждена трехступенчатая система обучения, согласно которой в Екатеринбурге должны были работать заводские школы, Екатеринбургское окружное училище и Уральское горное училище.

Поэтому вскоре, в 1853 г., Екатеринбургская школа была преобразована в Уральское горное училище, специальное учебное заведение Горного ведомства для подготовки специалистов среднего звена со сроком обучения 4 года. В нем на высоком уровне преподавались русский язык, литература, математика, физика, химия, горное, маркшейдерское, приборное искусство, минералогия, геогнозия, механика, техническое черчение, закон Божий и др. Проводились практические занятия в цехах механической фабрики, Екатеринбургского монетного двора, на Верх-Исетском заводе, в Уральской химической лаборатории, летом предполагалась двухмесячная практика.

На обучение принимались мальчики в возрасте от 14 до 17 лет, среди которых оказалось немало выдающихся, как впоследствии выяснилось, изобретателей: П. М. Утяков, начавший аффинирование золота и платины в России, В. А. Бутилов, один из изобретателей дюралюминия, П. Г. Бояршинов, один из создателей способа плавки нержавеющей стали, и др. Отличалось училище и замечательными педагогами: Н. К. Чупиным (выдающийся географ и историк), В. А. Грамматчиковым (главный начальник Уральских горных заводов, городской голова), Н. Е. Китаевым (горный инженер) и др. Для Уральского горного училища было специально построено трехэтажное здание в самом центре города (Главный проспект, 33 – сегодня пр. Ленина, 33), из которого оно в 1879 г. переехало в здание через дорогу, и сегодняшний преемник училища – Уральский государственный колледж имени И. И. Ползунова – располагается по адресу пр. Ленина, 28.

В развитие системы образования на Урале внес существенный вклад главный начальник Уральских горных заводов в 1856–1861 гг. Федор Иванович Фелькнер. В 1857 г. он выступил с инициативой создания в Екатеринбурге мужской гимназии «для доставления средств к приобретению общего образования жителей тамошнего края, а также приготовления детей горных чиновников в Горный институт». Специальная комиссия, занимавшаяся пересмотром устава Института Корпуса горных инженеров, посчитала, что реформируемый институт не нуждается в приготовительном учебном заведении.

Однако в 1861 г. Министерство народного просвещения одобрило предложенную инициативу и 22 октября первое среднее учебное заведение Екатеринбурга – Екатеринбургская мужская гимназия Его Императорского Величества Александра II – приступило к работе.

Несколько лет она делила здание с Уральским горным училищем, занимая лишь второй этаж. Гимназия считалась средней общеобразовательной школой, однако по статусу была выше училища, и в стране подобные заведения были наперечет.

Обучение в гимназии было платным, и позволить себе направить туда детей могли только дворяне и высокопоставленные чиновники. При этом ребенок уже должен был показывать неплохие интеллектуальные способности: перед поступлением в 1-й класс надо было уметь писать, читать и знать около десятка молитв. В гимназии изучались русский, церковно-славянский, латинский, греческий, немецкий и французский языки, закон божий, математика, физика, космография, история, география, естествознание, черчение и др. Преподавателями были высококлассные ученые и педагоги: О. Е. Клер, В. И. Обреимов и др., – по инициативе которых в 1870 г. было создано Уральское общество любителей естествознания – одна из крупнейших научно-краеведческих общественных организаций.

Высокий уровень образования сохранился в учебном заведении до наших дней, и преемница первой екатеринбургской гимназии – гимназия № 9 – считается одной из сильнейших и престижнейших школ не только Екатеринбурга, но и России.

Между тем первая гимназия удовлетворяла потребность в качественном образовании только для мальчиков (ведь обучение тогда велось раздельно), и назревала необходимость открыть учебное заведение и для девочек, причем столь сильная, что сделать это удалось на пожертвования самих горожан. В том же 1861 г. было открыто Екатеринбургское женское училище 2-го разряда (в 1862 г. оно было преобразовано в училище 1-го разряда), на базе которого в 1874 г. была создана первая женская гимназия. Располагалась она также в самом центре города на Вознесенском проспекте (ул. Карла Либкнехта, 9). Содержалось заведение на общественные средства, поэтому за обучение в нем приходилось платить, и контингент обучающихся это ограничивало.

В 1897 г. на заседании городской думы был поднят вопрос о создании второй женской гимназии. И 1 сентября 1903 г. была открыта новая четырехклассная прогимназия.

Справка. Прогимназия – общеобразовательное учреждение в Российской империи с программой младших классов гимназии. В прогимназии было четыре класса образования, соответствовавших четырем младшим классам гимназии. Имели право принимать экзамены на звание учителя начальной школы и первый классный чин.

Вначале в ней было всего 3 класса, в 1904 г. был открыт 4-й класс, а в 1908 г. она преобразована во 2-ю женскую гимназию с семилетним обучением.

В 1917 г. гимназия прекратила свое существование, ее помещение, построенное на пересечении Сибирского проспекта (Куйбышева, 30) и Щепной площади (территория спорткомплекса «Юность»), отдали только что созданному Уральскому горному институту.

До начала XX в. заведений высшей школы в старейшем промышленном регионе страны не было, хотя идея создания появилась еще во времена Екатерины II.

Реальное развитие вопрос получил лишь после визита на Урал специальной комиссии во главе с Д. И. Менделеевым. Он пришел к выводу об однозначной необходимости основания здесь горного вуза, открытым оставался лишь вопрос места: Екатеринбург или Пермь. Позиция Екатеринбурга оказалась более сильной, и решение было принято в его пользу: в 1914 г. был учрежден Екатеринбургский горный институт, при открытии получивший название Уральского горного института Императора Николая II. Между тем из-за Первой мировой войны формирование вуза затягивалось и было закончено только в 1917 г., на обучение тогда было принято 300 студентов. К этому времени в конкурирующей Перми уже успело открыться отделение Петроградского университета, ставшее первым высшим учебным заведением на Урале.

Тем не менее для Екатеринбурга появление первого вуза стало очень значимым событием, послужив толчком к развитию системы высшего образования как таковой: уже в 1920 г. был учрежден первый в городе университет, превратившийся к настоящему моменту в Уральский федеральный университет, а вслед за ним в 1920–1930-е гг. открылся еще ряд институтов.

  

При подготовке статьи использованы материалы сайтов:

http://dic.academic.ru, http://ural.academic.ru,

http://enc-dic.com, http://orthodox.etel.ru,

http://екатеринбург.рф, http://m-i-e.ru, http://www.1723.ru, http://www.protown.ru, http://www.oldcity.ur.ru.

 

Вернуться к списку новостей Вернуться к списку новостей


Центр консультирования

(343) 375-78-78

Почта: ck@consultant-so.ru

Горячая линия

(343) 355-56-76, 317-85-55

Почта: hotline@consultant-so.ru

 

Личный кабинет

Руководителю

Руководителю

22502 документа

Бухгалтеру

Бухгалтеру

19948 документов

Юристу

Юристу

12954 документа