Новости компании

Отцы-основатели

06 августа

По материалам редакции журнала «Консультант Свердловская область».

В августе Екатеринбург отмечает свое 292-летие. 1723 год – год, когда был пущен Екатеринбургский завод – и пусть само это событие произошло 7 (18) ноября, раннее празднование дня города не является ошибкой: ведь зарождаться будущее поселение начало отнюдь не в ноябре. По данным исторических архивов, строительство первых домов началось как раз летом 1723 года. И то это был уже сам процесс рождения, а ведь сколько было до этого проделано предварительной работы, сколько сил потратили на создание города его отцы-основатели…

Своим появлением Екатеринбург обязан Петру I и его промышленной деятельности. Город был изначально задуман императором как промышленный и ремесленный центр, призванный стать местом управления горными заводами Урала и прорубить по аналогии с Санкт-Петербургом «окно в Азию». Реализацию поставленной задачи Петр I поручил своим сподвижникам В. Н. Татищеву и В. де Геннину.

В январе 1720 года на Урал была отправлена группа специалистов во главе с В. Н. Татищевым и И. Ф. Блюэром, перед которой были поставлены задачи найти медные и серебряные месторождения и построить заводы для переработки этих металлов. Решение административно-финансовых вопросов было поручено В. Н. Татищеву, а техническая сторона – И. Ф. Блюэру. Причем подразумевалось, что главным в этом тандеме будет Блюэр, старший по возрасту и обладавший значительным опытом рудного дела, а также уже проведший на Урале два десятилетия. Ему назначалось жалованье, более чем в два с половиной раза превышавшее оклад Татищева (500 рублей в год против 180 рублей), что даже в условиях повышенной оплаты труда для иностранцев было существенной разницей. Но в данном случае жалованье Блюэра не было чрезмерным. Хоть сегодня его имя и не столь известно, он был действительно высококлассным специалистом и роль его в истории города велика.

Иоганн Фридрих Блюэр (1674–1731), саксонец по происхождению, был принят на русскую службу в 1700 году как пробирный мастер и занимался первоначально разведкой рудных месторождений: на Олонецких горах, на Урале и в Сибири. Блюэр имел отличное техническое образование и одним из первых увидел необходимость в преобразовании существующей в России системы управления горным делом, выступив с инициативой создания Берг-коллегии на основе неэффективного уже Приказа рудокопных дел. Проект Блюэра показал себя разумным и целесообразным, и в 1719 году Петр I издал указ об учреждении Берг-коллегии.

СПРАВКА. Берг-коллегия – орган по руководству горнорудной промышленностью в XVIII веке.

А в 1720 году в возрасте уже 50 лет Блюэр был направлен в сопровождении капитан-поручика артиллерии В. Н. Татищева на Урал, где бывал и ранее (в Соликамске, Кунгурском, Верхотурском, Тобольском уездах, на Уктусском заводе). Блюэр и Татищев пришли к заключению, что на базе существующих казенных заводов модернизировать металлургическое производство невозможно и необходимо построить новый крупный завод на берегу Исети. Строительство было начато, и в ноябре 1723 года завод дал первый металл, а через несколько дней – в день святой Екатерины – была пущена плотина, что дало основание назвать появившийся город «Катеринбурхом» – одновременно в честь святой Екатерины и в честь императрицы Екатерины I.

Иоганн Фридрих Блюэр довел до завершения строительные работы в Екатеринбурге в 1724–1725 годах и параллельно успел проделать на Урале массу другой работы. В течение года он возглавлял Сибирский обер-бергамт.

СПРАВКА. Сибирский обер-бергамт – управление сибирскими горными заводами, рудниками и приисками, созданное В. И. де Генниным.

В начале 1720-х годов он обследовал месторождения в Кунгурском уезде, участвовал в выборе мест для Иргинского и Суксунского заводов, осматривал заводы Демидовых, помогал модернизировать Алапаевский завод, свидетельствовал рудники Западного Урала, участвовал в строительстве Пыскорского завода. Горное дело Урала обязано Блюэру очень многим. В 1725 году он был отозван в Берг-коллегию – сначала на должность советника, потом – асессора и проработал там до самой смерти.

Блюэр был техническим специалистом и отвечал именно за изыскательные и производственно-строительные вопросы, организационной же стороной дел ведал Василий Никитич Татищев, с которым у Блюэра сразу же установились доброжелательные отношения.

Василий Никитич Татищев (1686–1750) представлял собой образец очень энергичного и способного государственного деятеля. В 1704 году он поступил в драгунский полк и участвовал в боях под Полтавой и Нарвой. В 1712 году он уехал получать образование в Германии, а по возвращении стал служить под началом генерала Брюса, уже давно заметившего в нем храброго и умного военного и переведшего его в артиллерию. По протекции Брюса же Татищев в 1720 году получил назначение на Урал как «главный командир» уральских заводов.

Здесь, выбрав место для возведения завода, Татищев приступил к работам, не дожидаясь ответа Берг-коллегии – а она его решение не одобрила, поскольку видела необходимость в строительстве на Урале медеплавильных, а не железоделательных заводов. Сам же Татищев считал перспективным расширение производства железа, поскольку на него был большой спрос и на внутреннем, и на внешнем рынке, а медь требовалась преимущественно для чеканки монет. Тогда Татищев предпринял еще одну попытку убедить Берг-коллегию построить хотя бы малый железоделательный завод на Исети, реконструировав Уктусский как только медеплавильный, и на это получил разрешение.

Однако его работу на Урале осложнил в это время конфликт с заводчиками Демидовыми, которые до этого момента были практически единовластными хозяевами местной промышленности и не желали усиления казенных заводов. Сначала Акинфий Демидов просто отказывался выполнять указания Татищева и Берг-коллегии, признавая только распоряжения царя и занимаясь в остальном полным произволом, а затем в целях борьбы с появляющимися конкурентами написал на Татищева донос Петру I. В результате в апреле 1722 года Татищев был отстранен от управления уральской промышленностью, а на его место был послан управлявший Олонецкими заводами де Геннин.

Но, надо отметить, до своего отстранения Татищев еще многое успел сделать на Урале. Он выбрал место для строительства завода у деревни Егошиха, на основе которого выросла в дальнейшем Пермь. Также он открыл заводские школы (две начальные и две для обучения горному делу), составил инструкцию для заводоуправителей, организовал прием меди от местного населения в Кунгурском крае, выхлопотал на уральские заводы особого судью, развил дорожную сеть и почтовое сообщение и предложил еще много других нововведений (например, перевод в Екатеринбург Ирбитской ярмарки, разрешение разработки руд частными предпринимателями и пр.).

Как выдающийся деятель Татищев проявил себя и в работе в других местах. Помимо Екатеринбурга и Перми он основал также город Ставрополь (Тольятти), был Астраханским губернатором, создал первый серьезный труд по русской истории – «Историю российскую». Возможно, он смог бы сделать еще больше, если бы у него лучше складывались отношения с людьми. А они оказались неудачными не только с Демидовыми, но и с правившим при Анне Иоанновне Бироном, и с присланным ему на смену на Урал де Генниным.

Георг Вильгельм (или Вилим Иванович, как он называл себя на русский манер) де Геннин (1676–1750) руководил горным и металлургическим производством на Урале после снятия с должности Татищева. По происхождению он был немцем, но на русскую службу был нанят в 1698 году в Голландии, и по ошибке ряд историков стал считать его голландцем. Уехав в Россию, де Геннин отдал службе в ней полвека, в родную Германию совершив за всю жизнь лишь две непродолжительные поездки. Как и Татищев, он участвовал в Северной войне, будучи артиллеристом, а также инженером. Строил Литейный двор и пороховые погреба, а с 1713 года осуществлял руководство Олонецкими заводами.

По прибытии де Геннина на Урал ему были предоставлены достаточно широкие полномочия, превышавшие татищевские. И неудивительно – ведь первым его заданием было расследование конфликта между Демидовым и Татищевым. Несмотря на отсутствие личной приязни к своему предшественнику, де Геннин, будучи крайне честным и принципиальным человеком, не только указал на правоту Татищева, но и полностью поддержал его проект, который и продолжил реализовывать. В результате их совместной деятельности в 1723 году был заложен Екатеринбург, а в течение всей уральской деятельности де Геннина, продлившейся до 1734 года, здесь появилось еще 8 новых заводов (Лялинский, Пыскорский, Егошихинский, Полевской, Верх-Исетский, Синячихинский, Верхне-Уктусский, Сысертский) и был реконструирован ряд старых (Уктусский, Алапаевский и Каменский). В 1723, 1726 и 1734 годах им были составлены «Табели Сибирских заводов», призванные показать Петру I рентабельность построенных казенных заводов и воспрепятствовать их передаче в частные руки.

При организации работ на заводах де Геннин демонстрировал и радение о рабочих, и необходимый прагматизм. В начале 1720-х годов государственные предприятия на Урале находились в упадке, и, чтобы перебороть его, приходилось не только проводить техническое переоборудование (а с Олонецких заводов де Геннин привез много машин и приспособлений), но и требовать ответственности и высокой производительности от рабочих, которые первое время реагировали на повысившиеся требования тем, что ударялись в бега, даже несмотря на обеспечение их едой и жалованьем в достаточном размере. Но в конце концов процесс был налажен, и качество и объем выпускаемого металла существенно выросли.

По инициативе де Геннина на Урале стали формироваться органы заводского управления, просуществовавшие практически без изменений до 1861 года. В Екатеринбург он перенес с Уктуса Сибирский обер-бергамт (1723), при нем были созданы местные горные начальства (Пермское, Казанское и Нерчинское).

В 1734 году де Геннин оставляет пост, и на смену ему вновь приходит Татищев (снова всего на два года). После отставки де Геннин составляет «Описание уральских и сибирских заводов» – первый труд, описывающий историю и техническое и экономическое состояние этих заводов, а также дающий ценную информацию по горному и металлургическому делу; занимается управленческой работой в Петербурге, где становится членом Военной коллегии, управляющим Артиллерийской канцелярией и Сестрорецкими заводами. В 1750 году в возрасте 74 лет де Геннин умирает. И, что любопытно, в том же году смерть настигает и Татищева – второго основателя горнозаводской столицы Урала.

При подготовке статьи использованы материалы сайтов:

https://ru.wikipedia.org/, http://www.vostlit.info, http://elar.urfu.ru, http://dic.academic.ru, http://bergmaster.narod.ru, http://m-i-e.ru, http://sinyachiha.org.

Вернуться к списку новостей Вернуться к списку новостей


Центр консультирования

(343) 375-78-78

Почта: ck@consultant-so.ru

Горячая линия

(343) 355-56-76, 317-85-55

Почта: hotline@consultant-so.ru

 

Личный кабинет

Руководителю

Руководителю

22502 документа

Бухгалтеру

Бухгалтеру

19948 документов

Юристу

Юристу

12954 документа