Новости компании

Ситуация на рынке труда Свердловской области

13 мая

20 апреля 2015 года в пресс-центре ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная анализу ситуации на рынке труда в Свердловской области. На ней региональный рынок труда в кризисный период охарактеризовали представители ряда государственных органов Свердловской области: Наталия Александровна Бордюгова, заместитель директора Департамента по труду и занятости населения Свердловской области, Сергей Феоктистович Крохалев, и. о. заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Свердловской области по правовым вопросам, Михаил Владимирович Калиберда, прокурор отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства, прав и свобод граждан, Марина Анатольевна Рябова, заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы РФ по Свердловской области, Лидия Зиновьевна Исаева, начальник отдела налогообложения имущества и доходов физических лиц Управления Федеральной налоговой службы РФ по Свердловской области, и Салтанат Шайкеновна Бахтикиреева, заместитель управляющего Отделением Пенсионного фонда РФ по Свердловской области.

Официальный уровень безработицы в Свердловской области составляет, по данным на 13 апреля 2015 года, 1,42%. Это означает, что на учете в органах службы занятости состоит 32 тысячи человек, что гораздо меньше, чем в предыдущий кризис (в пиковый период в 2011 году было зарегистрировано 96 тысяч безработных), однако в сравнении с началом текущего года показатель все равно показывает негативную тенденцию. С 1 января 2015 года количество безработных выросло на 25%, а количество вакансий на 25% снизилось. 47 предприятий сообщили о массовом высвобождении работников, а еще 125 – перевели сотрудников в режим неполной занятости.

При этом данные цифры отражают лишь зарегистрированную безработицу, в реальности же они еще выше. Так, рассчитанный по методике Международной организации труда уровень безработицы составляет 6,2%. Далеко не все потерявшие работу люди доходят до органов службы занятости, считая, видимо, пособие по безработице слишком незначительной материальной помощью. Однако данное пособие – не единственное, ради чего стоит регистрировать отсутствие работы. Так, претендовать на выплату средней заработной платы за третий месяц могут только те сокращенные работники, которые своевременно зарегистрировались в органах службы занятости. При этом при увольнении важно помнить, что идя навстречу работодателю и соглашаясь на увольнение по соглашению сторон, работник теряет часть своих законных прав. Например, при сокращении численности штата лица предпенсионного возраста (за 2 года до выхода на пенсию) имеют право претендовать на досрочную пенсию по предложению службы занятости, а при увольнении по соглашению сторон – уже нет.

Для борьбы со сложившейся напряженной ситуацией 24 марта 2015 года Постановлением Правительства Свердловской области № 194-ПП была утверждена Программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Свердловской области в 2015 году. Эта программа схожа с той, что применялась в предыдущий кризисный период 2009 года, но участие в ней доступно теперь не для каждого работодателя. Сегодня для участия в программе работодателю, находящемуся в нестабильной финансово-экономической ситуации, требуется пройти межведомственную комиссию – показать свою нацеленность на поддержку работников, наличие программ развития, модернизации, импортозамещения. Два условия для участия в программе – сообщить в органы службы занятости о сложном положении (переводе сотрудников на режим неполной занятости, простоях и пр.) и иметь программу выхода из кризиса (по импортозамещению, по оптимизации численности штата в рамках модернизации предприятия и пр.). На данный момент участниками Программы являются 6 предприятий Свердловской области и еще 16 предприятий подали заявки. В первую очередь это градообразующие, системообразующие предприятия и предприятия социальной значимости для муниципалитета.

В рамках Программы предусмотрены следующие мероприятия: опережающее профессиональное обучение и стажировка работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу (участвуют 1122 человека); организация временной занятости работников таких организаций и граждан (участвуют 1327 человек); обеспечение социальной занятости инвалидов (запланировано участие 720 человек). Так, на предприятиях, где будут создаваться рабочие места для инвалидов, работодателю в течение 6 месяцев будет компенсироваться выплата заработной платы в размере 11 632 рублей. В перспективе предусматривается также организация занятости молодежи в возрасте от 22 до 30 лет, направленной на социальные проекты.

Между тем для государственных органов ситуацию на рынке труда обостряют и другие проблемы – неформальная занятость и теневые зарплаты. Для того чтобы остаться на плаву, многие работодатели – до 70% – сейчас готовы перевести своих сотрудников на серую заработную плату, а по данным налоговых органов, сейчас ее получает половина работающего населения Свердловской области. Ежегодно в бюджет, если предполагать, что реальная заработная плата всех работников находится хотя бы на уровне прожиточного минимума, недоплачивается около 1 млрд рублей, если же исходить из среднего уровня по виду экономической деятельности, то 4 млрд рублей. По данным Отделения Пенсионного фонда РФ по Свердловской области, в прошедшем году в Свердловской области наблюдалось 38 тысяч организаций и предпринимателей, выплачивающих зарплату ниже регионального прожиточного минимума (8191 рубля). Наибольшее количество из них приходится на сферу торговли и сферу транспорта и связи, также проблемными отраслями являются гостиничный и ресторанный бизнес, обрабатывающее производство, строительство, коммунальная и социальная сферы.

Над проблемой легализации заработной платы работают и Государственная инспекция труда, и прокуратура, и налоговые органы. По требованиям Госинспекции труда по Свердловской области только за I квартал 2015 года было заключено 235 трудовых договоров, переведено из гражданско-правовых в трудовые 94 договора. Проведено 216 проверок по выявлению случаев выплаты заработной платы ниже МРОТ, в результате которых 258 работникам были произведены доплаты на общую сумму 266 тысяч рублей.

Прокуратурой в результате проверок, как самостоятельных, так и совместно с другими органами, за прошедший год было зафиксировано 17 тысяч нарушений в сфере труда, до 70% из которых относились к сфере оплаты труда. Выявлялись факты сокрытия серой заработной платы, подмены трудовых отношений гражданско-правовыми и незаключения трудовых договоров.

Налоговые органы борются с серой зарплатой путем проведения еженедельных комиссий по легализации и выездных налоговых проверок. По результатам проверок в 2014 году было доначислено в бюджет 14 млн рублей, за I квартал 2015 года – 1,1 млн рублей в результате 230 проверок.

Через комиссии в 2014 году прошло более 4 тысяч налогоплательщиков, из которых почти 3,5 тысячи повысили своим сотрудникам заработную плату, а 277 налоговых агентов уточнили налоговую базу за предыдущие периоды, доначислив в бюджет 1,8 млн рублей. Кроме того, существуют отраслевые межведомственные комиссии, которые могут более детально разобраться в деятельности конкретного предприятия и понять, может ли оно функционировать, например, с двумя работниками в штате.

Возможности контроля у налоговых органов постепенно расширяются. Так, сейчас на рассмотрении находится проект Федерального закона № 673772-6 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах» (в части повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах), который предусматривает поквартальное предоставление налоговыми агентами расчетов по исчисленным и удержанным суммам НДФЛ и увеличивает ответственность за ее непредставление или представление недостоверных сведений.

Необходимо отметить, что серая заработная плата – проблема не только работодателей, но и работников, которые лишаются права на социальное обеспечение и на пенсию (а она является источником средств к существованию для 93% пенсионеров). И ответственность за получение такой зарплаты тоже лежит на обеих сторонах, ведь с серой части зарплаты добросовестный налогоплательщик должен самостоятельно уплачивать налоги. Напомним, что отследить перечисление работодателем налогов и взносов во внебюджетные фонды можно с помощью электронных сервисов «Личный кабинет налогоплательщика физического лица» и «Личный кабинет застрахованного лица». Подать заявление о нарушении своих трудовых прав и получении серой заработной платы можно в Государственную инспекцию труда (в том числе с просьбой о неразглашении сведений о заявителе), в прокуратуру (как в районную, так и в областную), в налоговые органы и в Пенсионный фонд (также как открыто, так и анонимно, с отметкой при желании о передаче заявления в другие органы), причем сделать это можно как в письменном, так и в электронном виде.

Вернуться к списку новостей Вернуться к списку новостей


Центр консультирования

(343) 375-78-78

Почта: ck@consultant-so.ru

Горячая линия

(343) 355-56-76, 317-85-55

Почта: hotline@consultant-so.ru

 

Личный кабинет

Руководителю

Руководителю

22502 документа

Бухгалтеру

Бухгалтеру

19948 документов

Юристу

Юристу

12954 документа