Новости компании

Подготовительные мероприятия перед составлением годового отчета за 2013 год государственными и муниципальными учреждениями

04 декабря

Автор: Позднякова Вера Сергеевна,

аттестованный преподаватель-консультант по бюджетному учету и отчетности государственных и муниципальных учреждений

В целях формирования достоверной годовой бухгалтерской отчетности в учреждении необходимо провести мероприятия по завершению финансового года.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации статья 242 «Завершение текущего финансового год» включает следующий порядок завершения операций по исполнению бюджета:

  • операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря. Завершение операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году осуществляется в порядке, установленном финансовым органом в соответствии с требованиями статьи 242 Бюджетного кодекса РФ;
  • бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря. До последнего рабочего дня текущего финансового года включительно орган казначейства обязан оплатить санкционированные к оплате в установленном порядке бюджетные обязательства в пределах остатка средств на едином счете бюджета. Не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета;
  • межбюджетные трансферты, полученные в форме субвенций и субсидий, не использованные в текущем финансовом году, подлежат использованию в очередном финансовом году на те же цели. При установлении соответствующим главным распорядителем средств бюджета, из которого были предоставлены межбюджетные трансферты, отсутствия потребности в них остаток указанных межбюджетных трансфертов подлежит возврату в доходы бюджета, из которого они были предоставлены. В случае если неиспользованный остаток межбюджетных трансфертов, поученных в форме субвенций и субсидий, не перечислен в доход соответствующего бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход бюджета, из которого они были предоставлены, в порядке, определяемом соответствующим финансовым органом с соблюдением общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации;
  • финансовый орган устанавливает порядок обеспечения получателей бюджетных средств при завершении текущего финансового года наличными деньгами, необходимыми для осуществления и деятельности в нерабочие праздничные дни в Российской Федерации в январе очередного финансового года.

Мероприятия по завершению финансового года государственных и муниципальных учреждений включают следующие этапы процедуры закрытия отчетного года:

  • проведение инвентаризации имущества и обязательств;
  • завершение операций по исполнению бюджета казенными учреждениями (по состоянию на 25 декабря);
  • заключение счетов отчетного финансового года;
  • перенос остатков по счетам санкционирования расходов (5 раздел Плана счетов).

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закона № 402-ФЗ) порядок проведения инвентаризации определяется руководителем учреждения, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно, в том числе перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (п. 3 ст. 11 Закона № 402-ФЗ).

Проведение инвентаризации активов и обязательств перед составлением годовой бухгалтерской отчетности регламентировано также Инструкциями о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности учреждениями (приказы МФ РФ от 23.12.2010 № 191н, от 25.03.2011 № 33н).

Инструкцией по бухгалтерскому учету № 157н установлены требования проведения учреждением инвентаризации имущества, финансовых активов и обязательств в соответствии с нормативным правовым актом Министерства финансов РФ, которым является приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49, утвердивший Методические указания по проведению инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Данный порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов установлен для всех организаций, в том числе для учреждений, деятельность которых финансируется за счет средств бюджета.

Инвентаризация нефинансовых активов проводится в следующих целях:

  • проверки фактического наличия имущества, закрепленного учредителем на праве оперативного управления (балансовый счет 101 00, забалансовый счет 21), находящегося на праве пользования (забалансовый счет 01), а также выявление неучтенного имущества;
  • сопоставления фактически полученных данных наличия имущества с данными бухгалтерского учета (процедура выявления излишков и недостач);
  • проверки полноты отражения в бюджетном учете имущества на основе наличия подтверждающих документов;
  • проверки соблюдения правил содержания, эксплуатации, движения и хранения материальных ценностей и денежных средств.

Инвентаризации подлежат все виды имущества, в том числе не принадлежащие учреждению, по каждому материально-ответственному лицу независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.

В соответствии с требованиями Методических указаний для проведения инвентаризации создаются постоянно действующие и рабочие инвентаризационные комиссии, персональный состав, функции и полномочия, которых утверждает руководитель учреждения (можно функции и полномочия инвентаризационной комиссии передать действующей Комиссии по поступлению и выбытию активов).

В процессе проведения инвентаризации активов и обязательств учреждения формируются регистры бухгалтерского учета в соответствии с приказом Минфина РФ от 15.12.2010 № 173н (с 0504081 по 0504089, 0504091, 0504092, 0504835).

Согласно Методическим указаниям в процессе инвентаризации основных средств, материальных запасов и финансовых активов (денежных средств и денежных документов), бланков строгой отчетности составляется Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092), в которой фиксируются установленные расхождения с данными бухгалтерского учета (недостачи и излишки по каждому объекту учета в количественном и суммовом выражении). Данная ведомость является основанием для составления Акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835).

Унифицированные формы инвентаризационных описей содержат общие показатели. Если учреждение в процессе инвентаризации ставит перед собой цель не только провести проверку фактического наличия имущества, а также проверить документацию и получить иные сведения об объектах учета, Методическими указаниями допускается возможность внесение в регистры бухгалтерского учета дополнительных реквизитов и показателей, определенных Инструкцией по бухгалтерскому учету № 157н. Удаление отдельных реквизитов из регистров бухгалтерского учета не допускается. Форматы регистров бухгалтерского учета носят рекомендательный характер и, при необходимости, могут быть изменены.

При этом необходимо иметь в виду, что постановлением Госкомстата предусмотрено не только составление инвентаризационных описей, отражающих фактическое наличие имущества и данные бухгалтерского учета, но и сличительных ведомостей, отражающих суммы отклонений в виде излишек и недостач.

Следовательно, если вышестоящий орган (ГРСБ) принимает решение об оформлении результатов инвентаризации с использованием унифицированных форм, утвержденных постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88, тогда вместо одной формы, например, Инвентаризационной описи (сличительной описи) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087), необходимо оформить два документа:

  • ИНВ-1 «Инвентаризационная опись основных средств»;
  • ИНВ-18 «Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств».

Оформление одной инвентаризационной описи является грубым нарушением правил проведения инвентаризации, так как в сличительной ведомости отражаются отклонения (излишки и недостачи), выявленные при инвентаризации.

В унифицированной форме Инвентаризационной описи (сличительной ведомости) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087), утвержденной приказом Минфина РФ от 15.12.2010 № 173н, объединяются показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей.

При этом необходимо помнить, что формы регистров бухгалтерского учета, учитывающие специфику деятельности соответствующих типов учреждений, а также правила их ведения утверждаются финансовым органом.

Процедура проведения инвентаризации нефинансовых активов учреждения включает четыре этапа:

1 этап – подготовительные мероприятия:

  • издание приказа руководителя учреждения о проведении инвентаризации с указанием сроков, причины инвентаризации (в том числе перед составлением годовой отчетности), состава инвентаризационной комиссии, мер ответственности комиссии за нарушение порядка проведения инвентаризации;
  • получение отчетов, приходных и расходных документов, связанных с движением материальных ценностей и денежных средств (денежных документов), поступивших для учета в период до начала проведения инвентаризации, а также документы от материально-ответственных лиц;
  • документальное определение остатков имущества и обязательств по учетным данным; проверка комиссией весов и мерной тары; комиссионное проведение опломбировки помещений, в которых находятся материальные запасы.

До начала проверки фактического наличия имущества в комиссию передаются приходные и расходные документы, поступившие на учет между датой по состоянию проведения инвентаризации и датой начала ее проведения, а также отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Данные документы визирует председатель комиссии, с указанием даты до инвентаризации. На основании этих документов бухгалтерия обязана определить остатки имущества по данным учета. С начала инвентаризации прекращаются все хозяйственные операции.

Материально-ответственные лица дают расписки о сдаче в бухгалтерию или комиссии всех расходных и приходных документов на имущество до начала инвентаризации и ценности, находящиеся под их ответственностью, оприходованы, а выбывшие списаны на расход. Расписки дают также подотчетные лица.

2 этап – вещественная проверка:

  • выявление, взвешивание, обмеривание, таксировка, подсчет материальных ценностей;
  • оформление инвентаризационных описей.

На данном этапе инвентаризации комиссия заносит в инвентаризационные описи сведения о фактическом наличии имущества и реальности документально оформленных и учтенных обязательств. При этом фактическое наличие имущества определяется путем обязательного подсчета, взвешивания и обмера в присутствии материально-ответственных лиц. В период проведения инвентаризации должен быть закрыт доступ в помещения, где хранятся ценности, путем опломбирования.

Если материально-ответственным лицом обнаружена ошибка в инвентаризационной описи, оно немедленно должно заявить об этом председателю комиссии.

3 этап – аналитические мероприятия:

  • проверка и сопоставление данных инвентаризационных описей с данными учета;
  • выявление отклонений (расхождений) данных фактического наличия по инвентаризационным описям с учетными данными и на основе этого составление ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф.0504092), в которой фиксируются расхождения (излишки и недостачи) по каждому объекту учета в количественном и суммовом выражении;
  • определение причин расхождений.

На данном этапе необходимо с материально-ответственных лиц, по которым в процессе инвентаризации выявлены расхождения, требовать письменные объяснения о причинах возникновения расхождений.

4 этап – заключительные мероприятия:

  • оформление Акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835);
  • издание приказа руководителя учреждения об утверждении результатов инвентаризации и привлечении к ответственности виновных лиц;
  • приведение в соответствие данных бухгалтерского учета с данными результатов инвентаризации.

На данном этапе Ведомость расхождений по результатам инвентаризации передается на рассмотрение постоянно действующей комиссии, на основании которой составляется Акт о результатах инвентаризации, подписываемый членами комиссии и утверждаемый председателем (руководителем учреждения).

По окончании инвентаризации издается приказ руководителя учреждения, в котором указывается порядок отражения в бухгалтерском учете результатов инвентаризации, т.е. принятие к учету излишков, отражение недостач, списание дебиторской и кредиторской задолженности с баланса и т. д.

При инвентаризации объектов основных средств необходимо проверить фактическое наличие данных объектов, учитываемых также на забалансовых счетах (счета 012122242526) с составлением отдельных инвентаризационных описей.

При инвентаризации денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности следует руководствоваться Порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденным Постановлением ЦБ РФ от 12.10.2011 № 373-П.

При этом необходимо помнить, что при подсчете фактического наличия денежных средств и других ценностей в кассе учреждения принимаются к учету не только денежная наличность, но и ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и т.д.).

Проверка фактического наличия бланков строгой отчетности производится по видам бланков с учетом их начальных и конечных номеров, а также по каждому месту хранения и материально-ответственным лицам.

Инвентаризация денежных средств, находящихся на банковских счетах (счета бухгалтерского учета 201 11201 21, 201 27), производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета, с данными выписок банков (органов казначейства).

Инвентаризация расчетов с персоналом, бюджетом, покупателями и подрядчиками, подотчетными лицами, депонентами другими дебиторами и кредиторами заключается в выявлении остатков задолженностей и их обоснованности по соответствующим документам.

В соответствии с п. 3.48 Методических указаний по инвентаризации активов и обязательств, инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна установить:

  • правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, государственными внебюджетными фондами, другими организациями, со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельный баланс;
  • правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;
  • правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

При инвентаризации расчетов с персоналом выявляются невыплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам. При этом проверяются суммы, начисленные учреждением за отработанное и неотработанное время, стимулирующие выплаты в виде доплат и надбавок, компенсационные выплаты.

При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу.

При инвентаризации расчетов по налогам и сборам, связанных с бюджетом всех уровней и государственными внебюджетными фондами, инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна установить правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности на основании получения подтверждения о суммах задолженностей по налогам и сборам от налоговых органов и государственных внебюджетных фондов (акты сверки).

При инвентаризации расчетов с покупателями и поставщиками для подтверждения обоснованности сумм числящейся дебиторской задолженности необходимы составленные акты сверки с юридическими лицами. По результатам инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности определяется размер данных задолженностей, подлежащий списанию с баланса. Списание задолженности производится по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя учреждения. Решение о списании задолженности с баланса учреждения должно согласовываться в обязательном порядке с ГРСБ.

Инструкция по бухгалтерскому учету № 157н не устанавливает порядок списания дебиторской и кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности (по ГК РФ – 3 года) и других нереальных долгов для взыскания (погашения).

Таким образом, данную процедуру необходимо определить и согласовать с ГРСБ в следующем направлении:

  • определить критерии отнесения дебиторской задолженности к безнадежной, т. е. нереальной к взысканию, а кредиторской задолженности к невостребованной. При этом в части определения безнадежной дебиторской и невостребованной кредиторской задолженности необходимо ориентироваться на нормы Гражданского кодекса РФ (статьи 196, 416, 417, 418, 419);
  •  
  • согласовать перечень документов, на основании которых задолженность подлежит списанию (акт инвентаризации задолженностей, письменное обоснование, приказ (распоряжение) вышестоящего органа (руководителя учреждения)).

В соответствии с п. 1 ст. 200 ГК РФ исчисление срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Если задолженности связаны со сделками и срок исполнения обязательства обозначен в договоре, то течение исковой давности начинается по окончании срока его исполнения. Если договор не предусматривает срока исполнения обязательства и не содержит условий, позволяющих его определить, то оно должно быть исполнено в разумный срок после его возникновения (30 дней). Данная норма определена п. 2 ст. 314 ГК РФ. Сроки исковой давности не могут быть изменены соглашением сторон. Основания приостановления и перерыва течения сроков исковой давности устанавливает ст. 198 ГК РФ и в этом случае течение срока исковой давности начинается заново, а время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок (ст. 203 ГК РФ). При этом прерывание срока исковой давности означает, что дебиторская и кредиторская задолженность не подлежит списанию с баланса учреждения.

В соответствии с Рекомендациями по применению регистров бухгалтерского учета, сведения о дебиторской и кредиторской задолженности, включая задолженность с истекшим сроком исковой давности, отражают в Инвентаризационной описи расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф.0504089). Описи подписывают председатель и все члены инвентаризационной комиссии.

Сведения о дебиторской и кредиторской задолженности, выявленные в процессе инвентаризации расчетов, являются базой формирования Пояснительной записки (ф. 0503169).

В целях формирования достоверной Справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) необходимо проведение инвентаризации внутриведомственных и межведомственных расчетов, а также активов, пассивов, доходов и расходов, подлежащих исключению при консолидации бюджетной отчетности.

При этом инвентаризируются учетные данные и первичные документы учреждения по счетам 130404000, 140120241, 140110180.

При консолидации расчетов в рамках движения средств внутри одного ведомства на основе обобщения данных бюджетного учета учреждений суммарный дебетовый оборот счета 130404000 должен быть равен кредитовому обороту. При консолидации расчетов в рамках движения средств между учреждениями разных ведомств одного бюджета – суммарный дебетовый оборот счета 140120241 должен быть равен кредитовому обороту счета 140110180.

При инвентаризации оборотов счета 140110180 необходимо исключить операции из консолидации, связанные с принятием к учету излишков нефинансовых активов и безвозмездных поступлений в порядке дарения от иных юридических и физических лиц в казенное учреждение.

В процессе проведения инвентаризации в учреждении могут обнаружиться ошибочно принятые хозяйственные операции на бухгалтерский учет или неверное их отражение на учете. Корректировочные записи, связанные с исправлением ошибочных учетных процедур, необходимо сделать в учете и отчетности в месяце, в котором была завершена инвентаризация при помощи счета бухгалтерского учета 1(2)40110180 и оформить Справкой ф.0504833. Но если учетные ошибки выявлены по окончании отчетного года, то исправления следует произвести записями от 31 декабря текущего отчетного года.

Необходимо при проведении инвентаризации также учесть, что в оригиналах отчетов не должно быть подчисток и неоговоренных исправлений. В отчетах, заверенных финансовыми органами, органами Федерального Казначейства и кредитными организациями, исправления не допускаются.

В соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету № 157н счета бухгалтерского учета 021002000, 030404000, 030405000, 040110100, 040120200 подлежат закрытию по окончании финансового года на финансовый результат прошлых отчетных периодов счета 040130000. При проведении данной процедуры остатки, подлежащие закрытию, либо увеличат, либо уменьшат остаток счета 040130000. Бухгалтерские записи по заключению счетов отражаются в Справке по заключению счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503110, ф. 0503710).

При формировании Справки ф. 0504110 казенными учреждениями и Справки ф.0503710 бюджетными и автономными учреждениями, оказывающими платные услуги и использующими в течение года при формировании себестоимости платных услуг счет 010960200, необходимо учесть, что данный счет подлежит закрытию в уменьшение доходов счета 040110130. Таким образом, счет 109 60 не может иметь заключительного оборота на счет 401 30 и информация счета 109 60 не должна отражаться в Справке ф. 0504110 и ф.0503710.

Бюджетным и автономным учреждениям необходимо также по истечении финансового года закрыть обороты по забалансовым счетам 17 и 18, путем свертывания по соответствующим кодам бюджетной классификации. После проведения данной процедуры по забалансовому счету 17 остается остаток по нулевым кодам бюджетной классификации и кодам КОСГУ. При этом необходимо учесть, что данный остаток должен совпадать с остатком по счету бухгалтерского учета 020111510, 020121510.

Перенос показателей по санкционированию расходов бюджета и плановых расходов (счета бухгалтерского учета 5 раздела Плана счетов) осуществляется в первый рабочий день текущего года на основании Справки (ф. 0504833). При этом необходимо учесть то, что до принятия закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также до утверждения бюджетной сметы казенного учреждения и плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного и автономного учреждения операции на соответствующих аналитических счетах санкционирования расходов бюджета второго года, следующего за очередным, не отражаются.

При формировании годового отчета за 2013 год казенными учреждениями необходимо учесть, что в соответствии с пунктом 2.2 приказа МФ РФ от 26.10.2012 № 138-н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов РФ от 28.12.2010 № 191н» в бюджетной отчетности ф. 0503130, ф. 0503121, ф. 0503110 исключается графа, относящаяся к приносящей доход деятельности.

При этом также исключаются из состава бюджетной отчетности отчеты ф. 0503137, ф. 0503138, ф. 0503182.

 


Поделиться:
Вернуться к списку новостей Вернуться к списку новостей


Центр консультирования

(343) 375-78-78

Почта: ck@consultant-so.ru

Горячая линия

(343) 355-56-76

Почта: hotline@consultant-so.ru

 

Руководителю

Руководителю

17468 документов

Бухгалтеру

Бухгалтеру

15044 документа

Юристу

Юристу

10214 документа