Новости компании

Досудебное урегулирование налоговых споров

02 августа

Голендухина Ольга Юрьевна

начальник отдела досудебного аудита УФНС

России по Свердловской области

С 10 по 30 июня Управление ФНС Росси по Свердловской области проводило интернет-интервью, посвященное урегулированию налоговых споров в досудебном порядке.

Ответы на вопросы налогоплательщиков подготовила Голендухина Ольга Юрьевна, начальник отдела досудебного аудита УФНС России по Свердловской области.

Вопрос. Хотела узнать, обязательно ли обращаться в Управление ФНС России по Свердловской области с жалобой на действия районной инспекции или можно сразу идти в суд, то есть обязательна ли процедура досудебного урегулирования.

Еще сообщите, пожалуйста, сроки рассмотрения жалобы в налоговом управлении.

 Н. Смирнова

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 138 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

При этом п. 2 ст. 139 НК РФ установлено, что жалоба на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов подается в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Следовательно, налогоплательщик вправе обратиться с жалобой на действия (бездействие) налогового органа непосредственно в суд, предварительно не обращаясь в вышестоящий налоговый орган. Исключение составляют жалобы налогоплательщиков на решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. П. 5 ст. 101.2 НК РФ установлено, что указанные решения могут быть обжалованы в судебном порядке только после обжалования в вышестоящем налоговом органе.

Согласно п. 3 ст. 140 НК РФ решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. При этом указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Таким образом, срок рассмотрения Управлением ФНС России по Свердловской области жалобы плательщика, как правило, составляет 1 месяц со дня поступления жалобы в государственный орган.

При этом в силу ч. 1 ст. 30.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях подлежат рассмотрению в течение 10 календарных дней с момента поступления в государственный орган.

Жалобы, направленные на обжалование решений, действий (бездействия) налоговых органов в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежат рассмотрению в течение пятнадцати рабочих дней со дня их регистрации; а в случае обжалования отказа инспекции в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений – в течение пяти рабочих дней со дня регистрации жалобы (п. 114 Административного регламента, утвержденного Приказом Минфина России от 22.06.2012 № 87н).

Вопрос. Для объективности решения вопроса при рассмотрении жалобы нашей организации можно ли направить жалобу в 3 инстанции одновременно – Минфин, ФНС и Управление ФНС? 

Н. Жданова

 

Ответ. Направление жалобы одновременно в Минфин России, ФНС и Управление ФНС России по Свердловской области нормами Налогового кодекса РФ не предусмотрено. В частности, п. 1 ст. 139 НК РФ установлено, что жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа.

Вышестоящим налоговым органом по отношению к районным инспекциям и инспекциям межрайонного уровня является Управление ФНС России по Свердловской области, в связи с чем жалобы на действия (бездействие), решения инспекций подлежат направлению именно в данный орган.

В случае направления налогоплательщиком жалобы непосредственно в Минфин России, ФНС или иные государственные органы, и при условии, что ранее аналогичная жалоба не рассмотрена Управлением ФНС России по Свердловской области, в соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» такая жалоба перенаправляется указанными органами для рассмотрения в Управление ФНС России по Свердловской области, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов.

Таким образом, направление жалобы одновременно в несколько государственных органов является правом налогоплательщика, которое реализуется им по своему усмотрению. Однако, по мнению Управления, с учетом изложенных выше обстоятельств направление жалобы одновременно в несколько государственных органов является нецелесообразным.

Вопрос. Арбитражным судом в марте 2013 года принято решение об изменении стоимости моего земельного участка в сторону уменьшения. В инспекцию подано заявление о возврате излишне уплаченных сумм налога за предыдущие 3 года. В возврате мне отказано. Хотелось бы узнать куда необходимо обратиться для обжалования данного отказа и какие документы необходимо предоставить для положительного решения о возврате в данном случае.

И. Чудкова

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 138 НК РФ акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

В рассматриваемой ситуации Вы вправе обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган (Управление ФНС России по Свердловской области, г. Екатеринбург, ул. Пушкина, д. 11) и (или) в суд.

В соответствии со ст. 139 НК РФ к жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.

При этом в Налоговом кодексе РФ отсутствуют какие-либо требования к документам, предоставляемым плательщиком одновременно с жалобой. Более того, представление документов одновременно с жалобой является правом налогоплательщика, которое реализуется им по своему усмотрению.

В приведенной ситуации целесообразно предоставить в Управление ФНС России по Свердловской области копию судебного акта и решения инспекции. При этом не менее важно изложить в жалобе обстоятельства, в связи которыми плательщик считает решение налогового органа об отказе в осуществлении зачета (возврата) неправомерным.

Вопрос. Что делать, если жалоба, поданная в Управление ФНС России по Свердловской области, не удовлетворена. Могу ли я обратиться в суд, или это окончательная инстанция? 

М. Тугульцева

Ответ. Исходя из положений п. 1 ст. 138 НК РФ, подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

Таким образом, в случае представления жалобы в Управление ФНС России по Свердловской области и оставления ее без удовлетворения указанным органом, Вы вправе обратиться в суд.

Вопрос. Можно ли подать одновременно жалобу и в областное налоговое управление, и в суд?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 138 НК РФ акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд, если иное не предусмотрено статьей 101.2 НК РФ.

П. 5 ст. 101.2 НК РФ установлено, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.

Таким образом, Вы вправе обратиться с жалобой одновременно и в Управление ФНС России по Свердловской области, и в суд, за исключением подачи жалобы на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В силу п. 5 ст. 101.2 НК РФ для обжалования указанных решений обязателен досудебный порядок обжалования, и только после его соблюдения и в случае несогласия с решением вышестоящего налогового органа. Вы вправе обратиться в суд.

Вопрос. Наша организация привлечена к налоговой ответственности по ст. 118 НК РФ в виде штрафа в размере 5 000 рублей за нарушение срока представления в налоговый орган информации об открытии счета в банке. Не согласившись с решением, мы подали жалобу в Управление. Однако инспекция выставила требование об уплате штрафа. Согласно п. 9 ст. 101 НК РФ решение о привлечении к ответственности вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения самого решения, и только тогда может быть выставлено требование об уплате штрафа. Правомерны ли действия инспекции?

Ответ. Инспекции выносят решение по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок по ст. 101 НК РФ, а также в случаях обнаружения фактов, свидетельствующих о предусмотренных Кодексом налоговых правонарушений (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 120, 122, 123 НК РФ) по ст. 101.4 НК РФ. В Вашем случае решение за нарушение срока сообщения об открытии счета в банке выносится в порядке ст. 101.4 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 101.3 НК РФ решение о привлечении к ответственности подлежит исполнению со дня его вступления в силу. В отличие от п. 9 ст. 101 НК РФ, устанавливающего момент вступления в силу решения налогового органа по истечении десяти дней со дня его вручения лицу, в отношении которого было вынесено решение (если не подана апелляционная жалоба), ст. 101.4 НК РФ не указывает момент вступления соответствующих решений в силу.

Иными словами, решение, принятое за нарушение срока сообщения об открытии счета в банке, не обжалуется в апелляционном порядке, следовательно, вступает в силу немедленно, что является основанием для выставления требования об уплате штрафа. Таким образом, действия инспекции являются обоснованными.

Вопрос. Нашей организации вручено решение о привлечении к налоговой ответственности, с которым мы не согласились. В решении указано, что срок для подачи апелляционной жалобы составляет 10 дней со дня вручения решения. В связи с тем, что юрист нашей организации находился в командировке, мы не могли правильно составить жалобу. После возвращения юриста оформленная жалоба была направлена в инспекцию. Жалобу у нас приняли, но через некоторое время пришло письмо из инспекции, в котором указано, что срок на подачу апелляционной жалобы пропущен. Можно восстановить срок на обжалование и будет ли рассмотрена наша жалоба?

Ответ. Ваша жалоба будет рассмотрена в любом случае, но срок для подачи апелляционной жалобы не восстанавливается, поскольку является пресекательным в силу п. 9 ст. 101, ст. 139 НК РФ. Жалоба будет рассмотрена в обычном порядке, т.е. как на решение, вступившее в законную силу.

Вопрос. Я, индивидуальный предприниматель, написал в инспекцию заявление о незаконном решении инспекции, обосновал свою позицию и потребовал отменить незаконное решение. Инспекция согласилась со мной, что они действительно вынесли неправильное решение, но отменить его не могут, поскольку не обладают таким правом, и рекомендовали обратиться в Управление с жалобой. Отказ инспекции правомерен? 

С. Антонов

Ответ. Право отменить незаконное решение инспекции предоставлено только вышестоящему налоговому органу в силу ст. 139 НК РФ или суду (ст. 138 НК РФ). Инспекция действительно не вправе отменять свои решения, даже незаконные.

Вопрос. Я представил в инспекцию налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц, в которой заявил имущественные вычеты в связи с приобретением квартиры. Согласно п. 6, 7 ст. 78 НК сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Заявление я представил вместе с декларацией, однако в инспекции мне сказали, что сумма излишне уплаченного налога будет возвращена только после камеральной проверки и в случае, если инспекция подтвердит указанную к возврату сумму в декларации. На каком основании инспекция мне отказывает в возврате налога?

Ответ. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты суммы налога, если иное не предусмотрено НК РФ. Это действительно так, Вы правы. Однако предусмотренный в ст. 78 НК РФ срок, подлежащий исчислению со дня подачи налогоплательщиком соответствующего заявления, применяется в том случае, когда факт излишней уплаты тех или иных сумм и их размер уже был установлен налоговым органом на момент подачи заявления о возврате (зачете) этих сумм.

Установленный ст. 78 НК РФ срок предоставляется инспекции для выявления наличия либо отсутствия недоимки по иным налогам и сборам и для осуществления обязательного зачета суммы излишне уплаченного налога в счет ее погашения (п. 5 и 7 ст. 78 НК РФ).

В Вашем случае факт излишней уплаты налога мог быть установлен только в ходе камеральной налоговой проверки налоговой декларации.

Согласно п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Таким образом, срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога, определенный п. 9 ст. 78 НК РФ, начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам ст. 88 НК РФ. Данная позиция изложена в п. 11 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.05 № 98.

Вопрос. Наша организация провела сверку расчетов по налогам и сборам, по результатам сверки инспекцией составлена справка, с которой мы не согласны. Вправе ли налогоплательщик обжаловать в вышестоящем налоговом органе указанную справку?

Ответ. Такое право налогоплательщик имеет на том основании, что в силу ст. 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

На основании п. 1 ст. 138 НК РФ акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Справка о состоянии расчетов по налогам (сборам, взносам) должна быть подписана уполномоченным должностным лицом налогового органа, и касаться конкретного налогоплательщика. В указанном документе содержатся сведения об имеющейся задолженности налогоплательщика. Следовательно, справка о состоянии расчетов является ненормативным актом налогового органа.

Вопрос. Обязан ли вышестоящий налоговый орган принимать решение в порядке ст. 140 НК РФ по жалобе налогоплательщика на акт, составленный нижестоящим налоговым органом по результатам камеральной налоговой проверки?

Ответ. Вышестоящий налоговый орган, по нашему мнению, не обязан принимать в данном случае решение в порядке ст. 140 НК РФ, поскольку в соответствии с названной статьей по итогам рассмотрения жалобы на ненормативный акт налогового органа вышестоящий налоговый орган вправе:

  • оставить жалобу без удовлетворения;
  • отменить акт налогового органа;
  • отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
  • изменить решение или вынести новое решение.

Пленум ВАС РФ в п. 48 Постановления от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указал, что при толковании ст. 137 и 138 НК РФ (право и порядок судебного обжалования актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц) следует принимать во внимание, что понятие «акт» использовано в них в ином значении, чем в ст. 100, 101.1 (п. 1) НК РФ. Под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.

Обжалуемым актом налогового органа является его решение, а не акт налоговой проверки, который налоговый орган составляет по результатам налоговой проверки в соответствии с п. 1 ст. 100 НК РФ.

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, Вы имеете право в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту.

Вернуться к списку новостей Вернуться к списку новостей


Центр консультирования

(343) 375-78-78

Почта: ck@consultant-so.ru

Горячая линия

(343) 355-56-76, 317-85-55

Почта: hotline@consultant-so.ru

 

Личный кабинет

Руководителю

Руководителю

22492 документа

Бухгалтеру

Бухгалтеру

19933 документа

Юристу

Юристу

12935 документов