Бухгалтеру

Каким образом организация вправе учесть расходы, в отношении которых налоговые периоды их несения и получения подтверждающих документов не совпадают?

07 ноября

Название документа:

Письмо Минфина России от 17.10.2013 N 03-03-06/1/43299

Комментарий:

В Минфин России обратилась организация с вопросом о порядке учета расходов в случае, когда подтверждающие учетные документы получены в налоговом периоде, следующем за тем, в котором данные затраты понесены. Финансовое ведомство указало на п. 1 ст. 54 НК РФ, согласно которому при обнаружении ошибок (искажений) налоговая база и сумма налога на прибыль пересчитывается за период совершения таких ошибок (искажений). Однако если ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога, а также если период, в котором они имели место, установить невозможно, то налогоплательщик вправе учесть соответствующие суммы в периоде выявления этих ошибок (искажений). Напомним, что при корректировке базы за предыдущий период организации следует подать уточненную декларацию (п. 1 ст. 81 НК РФ).

По мнению финансового ведомства, для того, чтобы определить, что относится к ошибкам и искажениям, согласно п. 1 ст. 11 НК РФ нужно обратиться к законодательству о бухгалтерском учете. Так, в соответствии с п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» ПБУ 22/2010 (утв. Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н, далее — ПБУ 22/2010) неверное отражение или неотражение фактов хозяйственной жизни в бухучете и отчетности может быть обусловлено, в частности, неправильным применением законодательства РФ или учетной политики организации, неточностями в вычислениях, неправильным использованием информации и др. Неточности и пропуски в отражении фактов хозяйственной жизни, выявленные в результате получения новой информации, которая не была доступна организации на момент отражения (неотражения) таких фактов, ошибками не признаются. Отметим, что в рассматриваемом Письме финансовое ведомство прямо не высказало свою позицию, однако из приведенных норм можно предположить следующее: расходы учитываются при определении налоговой базы того периода, в котором получены соответствующие подтверждающие документы, поскольку этот случай не признается ошибкой (искажением) согласно ПБУ 22/2010. Следует отдельно упомянуть то, что при таких обстоятельствах факт более позднего получения сведений также должен быть документально подтвержден.

Однако необходимо обратить внимание, что корректировка базы того периода, в котором не были учтены расходы ввиду отсутствия документов, является правом налогоплательщика. В силу абз. 1 п. 1 ст. 54 НК РФ организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с ним. Если подтверждающие документы получены в другом налоговом периоде, но до момента представления декларации по налогу на прибыль, то налогоплательщик может сразу отразить соответствующие расходы в периоде их несения.

Следует отметить, что признание получения документов, подтверждающих понесенные в предыдущем периоде расходы, новой информацией, которая не была доступна организации на момент составления отчетности, может быть не совсем корректным. В данной ситуации организация знает о произведенных затратах, но чаще всего по независящим от нее причинам (поздняя отправка контрагентом, задержка отправления органами почтовой связи и т.д.) не имеет в наличии надлежащих документов. Среди причин, которые могут обусловливать неправильное отражение (неотражение) фактов хозяйственной жизни, в п. 2 ПБУ 22/2010 названы также неправильная классификация и оценка этих фактов и неправильное использование информации, имеющейся на дату подписания бухгалтерской отчетности. Следовательно, у налогоплательщика могут быть все основания для применения п. 1 ст. 54 НК РФ и подачи уточненной декларации за период, к которому относятся полученные документы.

Таким образом, Налоговым кодексом РФ не предусмотрено четких правил относительно того, в каком периоде организация должна учесть в расходах затраты, подтверждающие документы по которым получены в более позднем периоде. В этом случае налогоплательщик вправе учитывать их в базе либо периода несения, либо периода получения документов. Для снижения рисков претензий проверяющих органов организация может отразить соответствующий порядок в учетной политике в целях налогообложения.

Помимо прочего, в рамках данной темы небезынтересно Письмо Минфина России от 12.11.2012 N 03-03-10/126, освещенное в выпуске обзора от 05.12.2012. В нем финансовое ведомство разъясняло, каким образом организация может учесть дополнительные затраты на капитальное строительство, выявленные уже после формирования первоначальной стоимости объекта и начала начисления амортизации.

Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс» и предоставлен компанией «КонсультантПлюс Свердловская область» — информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Екатеринбурге и Свердловской области

 

Вернуться к списку новостей Вернуться к списку новостей


Центр консультирования

(343) 375-78-78

Почта: ck@consultant-so.ru

Горячая линия

(343) 355-56-76, 317-85-55

Почта: hotline@consultant-so.ru

 

Личный кабинет

Рекомендуемые системы:

Бухгалтеру (комплект Базовый)

Бухгалтеру (комплект ПРОФ)

А собственно зачем мне это?