Бухгалтеру

Если НДФЛ за работников обособленного подразделения перечислен по месту учета головной организации, обязанности налогового агента признаются исполненными

02 августа

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.07.2012 N А45-15055/2011

В ходе выездной проверки инспекция выяснила, что организация в качестве налогового агента перечисляла НДФЛ с доходов работников обособленного подразделения в бюджет по месту учета головной организации. Указанный налог должен быть уплачен по месту нахождения обособленного подразделения (п. 7 ст. 226 НК РФ), поэтому инспекция доначислила НДФЛ и начислила пени. Организация не согласилась с вынесенным решением и обжаловала его в судебном порядке.

Суд первой инстанции отказал налоговому агенту в удовлетворении заявленного требования, однако суды апелляционной и кассационной инстанций поддержали позицию организации в силу следующего. Обязанность налогового агента по перечислению НДФЛ считается исполненной с момента предъявления в банк платежного поручения при наличии на счете достаточной суммы денежных средств (п. 4 ст. 24, п. 1 и подп. 1 п. 3 ст. 44, подп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ). Однако если в таком поручении неверно указаны номер счета Федерального казначейства или наименование банка получателя, в результате чего сумма налога не поступает в бюджет, то обязанность по уплате налога не признается исполненной (подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ).

По мнению суда, ошибочное указание организацией кода ОКАТО головной организации, а не обособленного подразделения, не повлияло на исполнение обязанности по уплате налога и не привело к возникновению недоимки. Сведения, содержащиеся в платежных поручениях, позволяют персонифицировать налогоплательщиков и идентифицировать остальные необходимые реквизиты. Следовательно, в данном случае инспекция могла применить процедуру уточнения платежа. Кроме того, налог был удержан из доходов работников в полном объеме, и повторная уплата НДФЛ по месту учета обособленных подразделений может быть произведена только из собственных средств организации, что противоречит п. 9 ст. 226 НК РФ. Таким образом, доначисление налога и пеней в данном случае неправомерно.

К аналогичным выводам арбитражные суды приходили и ранее (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.05.2012 N А78-7982/2011, ФАС Дальневосточного округа от 11.10.2011 N Ф03-4920/2011, ФАС Западно-Сибирского округа от 02.09.2011 N А70-10656/2010, ФАС Северо-Западного округа от 31.03.2011 N А56-94715/2009 и др.).

В то же время в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 02.11.2010 N А56-11197/2010 отражена иная позиция суда: перечисление НДФЛ по месту учета головной организации привело к непоступлению денежных средств в местные бюджеты по месту регистрации обособленного подразделения. В связи с этим инспекция правомерно доначислила организации налог и пени. Суд указал, что в соответствии с действовавшим на тот момент Порядком учета поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ (утв. Приказом Минфина России от 16.12.2004 N 116н) органы Федерального казначейства не могли самостоятельно перераспределить поступившие денежные средства по бюджетам муниципальных образований.

Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс» и предоставлен компанией «КонсультантПлюс Свердловская область» — информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Екатеринбурге и Свердловской области

Вернуться к списку новостей Вернуться к списку новостей


Центр консультирования

(343) 375-78-78

Почта: ck@consultant-so.ru

Горячая линия

(343) 355-56-76, 317-85-55

Почта: hotline@consultant-so.ru

 

Личный кабинет

Рекомендуемые системы:

Бухгалтеру (комплект Базовый)

Бухгалтеру (комплект ПРОФ)

А собственно зачем мне это?